Анонс

КАСКАДЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО УСИЛЕНИЯ
При существующих сейчас источниках сигналов средняя чувст­вительность высококачественного усилителя должна лежать в пре­делах 50 — 200 мВ. Между входными гнездами и сеткой первой лампы находятся корректирующие цепи, в которых сигнал ослабляется минимум вдвое (на 6 дБ) на самом чувствительном входе. В тонкомпенсированном регуляторе громкости минимальное ослабление сигнала составляет еще 6 дБ. Регуляторы тембра, обеспечивающие глубину регулиров­ки ±20 дБ, обычно ослабляют сигнал еще на 30—40 дБ. При нали­чии во входных цепях катодных повторителей потери сигнала воз­растают еще на 3—6 дБ. Итак, общее затухание сигнала составляет 45—58 дБ. ... Далее...
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Hi-Fi УСИЛИТЕЛЕЙ
Hi-Fi - ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ УСИЛИТЕЛИ НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ

Hi-Fi усилители.

Поскольку любой Hi-Fi усилитель по всем параметрам должен быть лучше обычного, то можно утверждать, что то же распростра­няется и на его конструкцию. Иными словами, все без исключения правила конструирования обычных усилителей, хорошо известные опытным радиолюбителям, распространяются и на Hi-Fi усилители. Однако кроме этих общих правил при постройке Hi-Fi усилителей нужно знать и некоторые другие, присущие только им. Вот об этих особенностях мы и поговорим.

Прежде всего Hi-Fi усилители отличаются от обычных нали­чием трех явно выделяющихся самостоятельных узлов: входных це­пей, блока регулировок тембра и выходных цепей.

 

В лучших моделях усилителей входные цепи представляют собой законченный смесительно-регулировочный блок. Конструктивно его целесообразно совместить с первым каскадом усиления напряжения. Блок регулировки тембра также лучше делать полностью закончен­ным, особенно если он представляет собой тон-регистр. Таким образом, напрашивается блочная конструкция всего усилителя, пример­ный вариант которой приведен на рис. 52.

Hi Fi техника - Конструктивная скелетная схема Hi-Fi усилителя

Рис. 52

Конструктивная скелетная схема Hi-Fi усилителя (а) и возможный вариант конструкции этого усилителя (б)

Здесь каждый из блоков представляет собой самостоятельный отсек с закрытым поддоном, монтаж которого полностью экраниро­ван от воздействия внешних полей. Все междублочные соединения осуществлены экранированными шлангами. «Земляные» цепи всех блоков изолированы от шасси-экранов и соединяются между собой самостоятельными проводами. Сами экраны между собой не соеди­нены, но каждый из них толстой шиной (обычно для этого использу­ется экранирующая оплетка без внутреннего провода) соединяется с минусовым зажимом источника анодного напряжения.

Совершенно недопустимо использование шасси в качестве од­ного из проводов накала. Накал всех ламп должен быть осуществ­лен по двухпроводной системе, причем оба провода нужно свивать вместе и вести их с наружной стороны шасси, пропуская в отверстия только непосредственно возле панельки соответствующей лампы.

Все трансформаторы, включая силовые и выходные, а также и дроссели фильтра, желательно делать на ленточных или тороидаль­ных сердечниках, имеющих значительно меньшие поля рассеяния, чем Ш-образные; Трансформаторы во входных и частотоформирующих цепях обязательно должны быть помещены в глухие стальные экра­ны, провода из которых нужно выводить в металлической оплетке.

Полезно все разделительные конденсаторы и конденсаторы в ча­стотоформирующих цепях первого, второго и микрофонного каскадов статически экранировать. Если эти конденсаторы в металличес­ком стаканчик (например, типов в БГМ-Т, БГМ-Ш, МБМ и им подобные), то их корпус следует соединить проводником с шасси или закрепить их скобой непосредственно на шасси, так как, будучи «под­вешенным» в воздухе такой конденсатор является источником электрического поля звуковой частоты и в свою очередь подвержен раз­личным наводкам. Конденсаторы других типов в пластмассовом корпусе можно обернуть полоской стапиоли или любой фольги (хотя бы оберткой от шоколадных конфет), которые соединяют с шасси таким же образом. Также обязательно соединяют с шасси крышки всех по­тенциометров и сердечники всех трансформаторов и дросселей. В выносных пультах управления и во всех случаях, когда регу­ляторы крепят не непосредственно к шасси, нужно обеспечить надеж­ное соединение осей всех регуляторов с шасси, так как обычно они электрически не соединены ни с токонесущими выводами, ни с их корпусами.

При блочной конструкции усилителей (и вообще всей Hi-Fi техники) всегда возникает необходимость междублочных соединений. Если такие соединения выполняются на разъемах, мы настоятельно рекомендуем каждому радиолюбителю ввести для самого себя некоторое подобие стандарта. Допустим, применять для соединений не случайно подвернувшиеся под руку разъемы, а впол­не определенного типа (или несколько конкретных типов), например, восьми штырьковую октальную панельку и ламповый цоколь, расписав раз и навсегда определенные цепи за определенными номерами штырьков (скажем, плюс анодного источника — к первому штырьку, минус — к восьмому и т. д.). Такая система позволит, во-первых, очень легко и просто присоединять отдельные блоки к источникам питания и измерительным приборам, а во-вторых, неизмеримо облегчит и ус­корит регулировку, проверку и ремонт усилителя. А надо не забывать, что хороший 8—10-ламповый усилитель обычно сложнее среднего радиоприемника.

Заканчивая главу об усилителях НЧ, добавим несколько слов об измерениях и измерительной аппаратуре, применяемой в низкочастот­ной технике.

Прежде всего, обратим внимание на то, что далеко не все типы приборов, которыми пользуется огромное большинство радиолюби­телей, пригодны для измерений и регулировки Hi-Fi усилителей. В первую очередь это относится к звуковым генераторам.

Дело в том, что для достоверных измерений нужно, чтобы по­грешность измерительной аппаратуры была, по крайней мере, на поря­док ниже, чем измеряемая величина. А это значит, в частности, что если к.н.и. УНЧ порядка 0,5—1,0%, а уровень фона—60 дБ, то зву­ковой генератор должен иметь к.н.и. порядка 0,05—0,1% и относи­тельный уровень фона — 80 дБ. Заметим, что такие показатели имеют далеко не все промышленные генераторы. Что же касается самодель­ных любительских генераторов, то у них к.н.и. редко бывает ниже 1,0—2,0%. Поэтому такие генераторы вообще не пригодны для измерений в Hi-Fi усилителях.

То же самое можно сказать и о таких широко распространенных милливольтметрах, как ЛВ-9, МВЛ-2. Их частотные характеристики на частотах свыше 10 кГц имеют разброс и неравномерность, доходя­щие до 15—25%, что совершенно исключает достоверное снятие с их помощью частотных характеристик.

Мы совсем не хотим напугать радиолюбителей такими сведения­ми, но настойчиво советуем перед началом любых измерений в Hi-Fi технике совершенно точно установить истинные значения всех параметров используемой измерительной аппаратуры путем ее сравнения с некоторой эталонной и п случае необходимости составить поправочные или градуировочные таблицы и графики, позволяющие при измерениях учесть погрешность используемых приборов. Без это­го многие измерения вообще теряют смысл.

Магазин виниловых пластинок lpdisk.ru приглашает аудиофилов за покупками.