Анонс

КАСКАДЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО УСИЛЕНИЯ
При существующих сейчас источниках сигналов средняя чувст­вительность высококачественного усилителя должна лежать в пре­делах 50 — 200 мВ. Между входными гнездами и сеткой первой лампы находятся корректирующие цепи, в которых сигнал ослабляется минимум вдвое (на 6 дБ) на самом чувствительном входе. В тонкомпенсированном регуляторе громкости минимальное ослабление сигнала составляет еще 6 дБ. Регуляторы тембра, обеспечивающие глубину регулиров­ки ±20 дБ, обычно ослабляют сигнал еще на 30—40 дБ. При нали­чии во входных цепях катодных повторителей потери сигнала воз­растают еще на 3—6 дБ. Итак, общее затухание сигнала составляет 45—58 дБ. ... Далее...
РЕГУЛЯТОРЫ
Hi-Fi - ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ УСИЛИТЕЛИ НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ

Регуляторы.

Регуляторами называют устройства для изменения того или иного параметра или характеристики какого-либо блока, узла, при­бора, установки. Процесс регулирования может осуществляться ли­бо вручную оператором, либо автоматически по заранее заданной определенной программе; в соответствии с этим и регуляторы на­зываются либо ручными, либо автоматическими.

Регулирование может быть как плавным, непрерывным, так и скачкообразным, ступенчатым, дискретным, поэтому к регуляторам должны быть отнесены и всевозможные переключатели электриче­ских характеристик.

 

В УНЧ наиболее распространенными являются регулятор гром­кости, регуляторы тембра верхних и нижних частот, переключатели тембра типа «речь — музыка», а также многодиапазонные тон-реги­стры, о которых мы еще поговорим особо. В стереоусилителях име­ется дополнительно регулятор стереобаланса.

Независимо от назначения и выполняемых функций все регуля­торы характеризуются несколькими общими для всех них показате­лями. Главнейшим из них является диапазон регулировки, который в различной литературе имеет самые разные названия: пределы регулирования, коэффициент перекрытия, диапазон изменения величин и ряд других.

Параметр этот показывает, от какого минимального и до какого максимального значения изменяется регулируемая величина при вращении ручки регулятора (или нажатии кнопок, педалей и т. п.) от одного фиксированного крайнего положения до другого. Имеет смысл остановиться на этом параметре, так как для разных регуля­торов в Hi-Fi технике пределы регулирования нужно выбирать по-разному.

Для регуляторов громкости желательно иметь диапазон регули­рования порядка 60 дБ, однако конструкция большинства обычных потенциометров не обеспечивает такого диапазона. Объясняется это наличием так называемого «нулевого скачка», т. е. скачкообразным переходом ползунка потенциометра с мастичной подковки на метал­лизированную часть дужки. В результате громкость при вращении оси регулятора вначале монотонно и плавно уменьшается, а затем в какой-то момент звук сразу исчезает.

Это не позволяет сделать громкость сколь угодно малой, причем, подчас минимально достижимая громкость оказывается слишком большой. Следующий простой пример иллюстрирует сказанное: пусть максимальная выходная мощность усилителя Рвых.макс =20 Вт, а ре­гулятор громкости имеет диапазон регулирования 40 дБ. Заметим, что на практике этот случай не редкий и многие потенциометры име­ют еще меньший диапазон.

Тогда этот регулятор может позволить получить минимальное выходное напряжение в 100 раз меньше максимального, что соответ­ствует уменьшению выходной мощности в 1002 раз, т. е. в 104 раз. Значит, минимально достижимая громкость будет соответствовать выходной мощности 20 Вт : 104=2*10-3 Вт=2 мВт. Напомним для сравнения, что максимальная неискаженная выходная мощность про­мышленного транзисторного приемника «Сюрприз» равна всего 50 мВт, приемника «Космос» —30 мВт, а таких сравнительно больших, как «Сокол», «Юпитер», «Сигнал», «Нейва» — 60 мВт.

Следовательно, для обеспечения плавного уменьшения громкости в Hi-Fi усилителях до исчезающе малых значений нужно выбирать тип и отбирать экземпляр потенциометра, имеющий диапазон регу­лировки не менее 60 дБ.

Такой отбор можно производить многошкальным омметром, по­зволяющим уверенно отсчитывать единицы Ом. Отбирают потенцио­метр с минимальным значением сопротивления скачка со стороны «ноля» т. е. при вращении оси против часовой стрелки.

Для регуляторов тембра, регулирующих характеристику на ±20 дБ, вполне достаточно иметь у потенциометра диапазон регули­рования 40 дБ. Для регулятора стереобаланса диапазон в 40 дБ ока­зывается излишним, поэтому в схемах обычно предусматривают ограничительные резисторы.

Следующий важнейший параметр любого регулятора — характер или кривая изменения регулируемой величины. Для потенциометров в бытовой радиовещательной аппаратуре приняты три типа (зако­на) изменения величины сопротивления при вращении оси: линейный, обозначаемый буквой «А», показательный (буква «Б» на кор­пусе) и обратный логарифмический (буква «В»).

Для регуляторов громкости применяют только потенциометры с обратным логарифмическим законом изменения сопротивления (кри­вая «В»), для регуляторов тембра — линейные и иногда (в специ­альных случаях) — логарифмические. В регуляторах стереобаланса применяют только линейные регуляторы (с буквой «А»).

Переменные конденсаторы выпускают обычно либо прямоемкостные (с линейным характером изменения емкости), либо прямочастотные. При выборе того или иного вида характеристики в каждом конкретном случае исходят из назначения регулятора.

Наконец, важно, чтобы сам регулирующий элемент не вносил не­линейных и частотных искажений, а также обладал уровнем собст­венных шумов по крайней мере на 10—20 дБ ниже минимального уровня сигнала в точке включения регулятора.

К переменным конденсаторам предъявляются требования меха­нической жесткости подвижной системы, исключающей появление микрофонного эффекта, и отсутствие искровых разрядов во время вращения оси. Последнее требование практически исключает воз­можность применения переменных конденсаторов с твердым диэлект­риком в Hi-Fi усилителях.

Уяснив сказанное, перейдем к рассмотрению конкретных схем регуляторов, применяемых в УНЧ.


1. Регуляторы громкости.

Главное отличие регуляторов громкости Hi-Fi усилителей от обычных состоит в повышенных требованиях к характеру тонкомпенсации. Мы уже договорились в гл. 1 ввести количественную характеристику этого параметра. Те­перь посмотрим, какими способами можно обеспечить выполнение этих требований.

Для того чтобы регулирование громкости на слух не было ча­стотно-зависимым, т. е. чтобы слушатель при регулировании громко­сти не ощущал одновременно и изменения тембра звука, нужно при изменении громкости автоматически и вполне определенным обра­зом изменять частотную характеристику усилителя: при уменьшении громкости частотная характеристика на низших и высших частотах должна приобретать подъем относительно средних частот, притом тем больший, чем меньше громкость. Это делается для того, чтобы скомпенсировать снижение чувствительности уха на низших и выс­ших частотах при малой громкости.

Все схемы тонкомпенсации с использованием потенциометров с одним или несколькими отводами по своему принципу не позволяют получить требуемые характеристики, так как метод основан на том, что при уменьшении громкости происходит прогрессирующее ослабление составляющих выс­ших частот, которое по ме­ре вращения регулятора влево захватывает все бо­лее широкий участок спект­ра в сторону низких ча­стот.

Добавление в схему все­возможных «закорачиваю­щих» и «корректирующих» конденсаторов малой емко­сти не меняет положения, так как степень такого «закорачивания» постоянна и не меняется при вращении регулятора громкости, сни­жая в то же время общую эффективность тонкомпенсации.

Автором в свое время был предложен способ осуществления эффективной тонкомпенсации на обычных потенциометрах без от­водов, дающий очень хорошее приближение к кривым равной гром­кости. Различные модификации таких схем применялись в течение ря­да лет в различных УНЧ и вполне себя оправдали. Однако с года­ми росли и требования к характеру тонкомпенсации, в силу чего схемы также постоянно совершенствовались.   На сегодня можно предложить радиолюбителям два варианта таких схем: рис. 38 для Hi-Fi усилителей «стандартного» класса и рис. 39 — для усилителей «экст­ра-класса».

Hi Fi техника - Схема тонкомпенсированного регулятора громкости

Рис. 38.

Схема тонкомпенсированного регулятора громкости на одиноч­ном потенциометре с неполным двой­ным Т-образным фильтром

Hi Fi техника - Схема тонкомпенсированного регулятора громкости на сдвоенном потенциометре

Рис. 39.

Схема тонкомпенсированного регулятора громкости на сдвоенном потенциометре для усилителей «экстра-класса»

Обе они работают по принципу плавного введения в цепь про­хождения НЧ сигнала в процессе уменьшения громкости неполного двойного Т-образного фильтра, частотная характеристика которого формируется подбором входящих в него элементов для минимально­го уровня сигнала.

При указанных на схеме величинах элементов регуляторы в «чистом виде» (т. е. не в схеме усилителя) имеют частотные харак­теристики, приведенные на рис. 40.

Hi Fi техника - Частотные характеристики тонкомпенснрованного регулятора громкости

Рис. 40.

Частотные характеристики тонкомпенснрованного регулятора громкости,  изготовленного   по схеме рис. 39

Нужно отметить, что хотя обе схемы имеют отличные частот­ные характеристики (особенно вторая), включение их в конкретный усилитель со своими цепями отрицательной обратной связи неиз­бежно каким-то образом изменяет характер тонкомпенсации, причем это чаще всего приводит к некоторому недостатку в спектре воспро­изведенного сигнала самых нижних частот (притом только на самых малых уровнях громкости). Поэтому автор предлагает непосредст­венно на ручке регулятора громкости установить обычный тумблер, работающий независимо от вращения оси, например путем нажатия на ручку регулятора, либо установить тумблер просто рядом с ре­гулятором громкости. Электрически этот тумблер включает допол­нительную большую емкость в цепь катода лампы 1-го каскада УНЧ, увеличивая относительное усиление на частотах 20—60 Гц (рис. 41).

Hi Fi техника - Схема дополнитель­ного устройства для подъема низших частот

Рис. 41.

Схема дополнитель­ного устройства для подъема низших частот (20—60 Гц) при регулировании громкости

Заметим попутно, что во многих наиболее дорогих моделях за­рубежных усилителей и электрофонов имеются устройства аналогич­ного назначения (фирмы «Dual», «Ampex» и др.), хотя схемно они обычно решены иначе.

Еще раз напоминаем, что независимо от сложности и характера схемы тонкомпенсации точка присоединения к корпусу (шасси) всех ее элементов должна быть только одна и, причем только в том месте, где соединяются с корпусом резисторы утечки сетки и автоматиче­ского смещения входной лампы УНЧ.

Все элементы схемы тонкомпенсации должны быть тщательней­шим образом экранированы от электростатических и электромагнит­ных наводок.

 

2. Регуляторы тембра.

Регуляторы тембра за последние годы достигли зна­чительного совершенства, а схемы некоторых из них, например при­веденная на рис. 42, стали уже «классическими».

Hi Fi техника - Схема регулятора тембра

Рис. 42.

Одна из наиболее часто употребляемых схем регулятора тембра с раздельным регулированием коэффициента передачи на высших и низших частотах

И все же, несмотря на хорошие характеристики регулирования и незначительное вза­имное влияние, эти схемы не совсем пригодны для Hi-Fi усилите­лей. Главный недостаток всех распространенных схем — малая гибкость регулирования.

Не нужно путать этот термин с понятиями глубины и широты регулирования. Глубина регулирования показывает в цифрах, т. е. количественно, в каких пределах изменяется при регулировании уровень сигнала на граничных частотах, широта регулирования характеризуется диапазоном частот, захватываемых данной регули­ровкой, а гибкость регулирования характеризует возможность доста­точно произвольного изменения формы частотной характе­ристики внутри регулируемого участка при тон же глубине регулировки. На рис. 43 приведено семейство кривых «классического» регулятора тембра по схеме рис. 42, из рассмотрения которых видно, что в процессе регулирования меняется только угол наклона ветвей кривых, а характер изменения кривой все время остается одинако­вым: либо монотонно убывающим, либо монотонно возрастающим от условной середины кривой к ее краям.

Hi Fi техника - Семейство частотных характеристик регулято­ра тембра

Рис. 43.

Семейство частотных характеристик регулято­ра тембра, собранного по схеме рис. 42

Это приводит к тому, что слу­шатель не может произвольно подчеркнуть или ослабить какой-ни­будь определенный участок спектра, что не позволяет получить вер­ное воспроизведение в большинстве случаев.

Одной из «полумер», позволяющей в некоторой степени умень­шить указанный недостаток сравнительно простым способом, явля­ется предложенный автором метод использования для регуляторов тембра потенциометров с отводами, предназначенных для тонкомпенсированных регуляторов громкости. Схема включения этих по­тенциометров в «классический» двухдиапазонный регулятор тембра приведена на рис. 44, а семейство его частотных характеристик — на рис. 45.

Hi Fi техника - Схема регуляторов тембра на потенцио­метрах с отводами

Рис. 44.

Схема регуляторов тембра на потенцио­метрах с отводами

Hi Fi техника - Семейство частотных характеристик регулятора тембра

Рис. 45.

Семейство частотных характеристик регулятора тембра, собранного по схеме рис. 44

Из сравнения этих характеристик с приведенными выше становится ясно, как изменяется характер регулирования после пе­ределки схемы.

Однако если такая измененная схема регулятора тембра еще может быть использована в усилителях «стандартного Hi-Fi клас­са», то для «экстра-усилителей» необходимо введение по меньшей мере четырех плавных регуляторов тембра на участках 20—100, 100—1 000 Гц, 1—8 и 8—20 кГц.

Конечно, указанные границы весьма условны и требуют уточне­ния в процессе экспериментирования с высококачественными усилителями.

При делении полосы частот на несколько участков не всегда целесообразно для всех участков применять одни и те же схе­мы регулирования. Правильнее для каждого участка использовать свои схемы, учитывающие специфику данного диапазона частот.

В частности, при наличии в схеме четырех отдельных участков с указанными выше граничными частотами автор предлагает для регулировки во втором и третьем участках (т. е. на частотах от 100 до 8000 Гц) применять «классическую» схему на потенциометрах с до­полнительными отводами, подобную приведенной на рис. 44. Для первого участка, т. е. на частотах, где нелинейные искажения на слух менее всего заметны, проще и лучше всего применить схему, приведенную на рис. 46.

Hi Fi техника - Схема регулятора тембра для участка 20— 100 Гц

Рис. 46.

Схема регулятора тембра для участка 20— 100 Гц

Схема работает следующим образом: в среднем положении по­тенциометра R6, являющегося регулятором тембра, напряжение звуковой частоты на его движке по отношению к шасси равно нулю (при полной симметрии обеих половин вторичной обмотки выходного трансформатора), поэтому вся цепь регулирования тембра не оказывает на усилительный каскад никакого влияния.

Постоянная времени всей цепи С2, R4, C3, R5, C4 выбирается на­столько большой, чтобы на частотах свыше 100 Гц прохождения сиг­нала в направлении, указанном на рис. 47 стрелкой, не было совсем.

Hi Fi техника - Схема регуляторов тембра для участка 8—20 кГц

Рис. 47.

Схема регуляторов тембра для участка 8—20 кГц

а — на сдвоенном потенциометре; б—с перестраиваемым резонансным контуром.

На более низких частотах при вращении оси потенциометра R6 на нижней части потенциометра R2 будет появляться напряжение звуковой частоты, причем амплитуда его на всех частотах будет про­порциональна углу поворота регулятора. Однако для более низких частот абсолютная величина напряжения будет больше, чем для от­носительно более высоких частот.

Кроме того (и это главное!), при переходе регулятора через среднюю нулевую точку на всех частотах будет изменяться на обрат­ную фаза напряжения.

А так как указанная цепь является цепью обратной связи, охва­тывающей весь усилитель, то в зависимости от положения движка регулятора относительно его среднего положения эта обратная связь будет либо положительной, либо отрицательной, соответственно увели­чивающей или уменьшающей усиление на частотах ниже 100 Гц.

Результаты экспериментов показывают, что при двухзвенном фильтре и подаче сигнала в цепь сетки первой лампы глубина регу­лировки и крутизна среза на верхней граничной частоте оказываются вполне достаточными, а к.н.и. на частоте 20 Гц при максимальном подъеме характеристики не превышает 3,5% в УНЧ мощностью 20 Вт, что вполне допустимо даже для Hi-Fi усилителей.

На частотах свыше 40 Гц к.н.и. уже не превышает 2,0% при подъеме характеристики, а при спаде опускается до значений порядка 0,6% на всех частотах участка.

Правда, схема весьма критична к регулировке в процессе нала­живания   из-за   опасности   самовозбуждения   на   инфразвуковых (и даже на звуковых) частотах при положительной обратной связи. Однако при достаточно тщательной регулировке   схема   работает стабильно.

Главное достоинство схемы в том, что она не требует дополнительного усиления, так как в среднем положении движка регуля­тора тембра затухание, вносимое схемой, равно нулю. Потенцио­метр R2, выведенный «под шлиц», служит для первоначальной регу­лировки величины обратной связи или, что то же самое, глубины регулировки тембра на нижней граничной частоте (20 Гц). Все величины элементов фильтра нуждаются в подборе в процессе регулиро­вания схемы.

Для регулирования тембра на четвертом участке, т. е. на часто­тах выше 8 кГц, рассмотренная схема не годится, так как увеличение к.н.и. более 1% на высших частотах в Hi-Fi усилителях недопусти­мо. Поэтому можно предложить две другие, сравнительно несложные схемы.

Первая нз них (рис. 47, а) собрана на сдвоенном потенциомет­ре, один из которых R1 совместно с конденсатором С1 регулирует ве­личину отрицательной обратной связи по току на частотах свыше 8—10 кГц. Потенциометр R2 входит в состав делителя выходного напряжения, причем благодаря наличию конденсатора С3 малой емко­сти на частотах свыше 8—10 кГц этот делитель является частотно-зависимым, так как напряжение на его выходе зависит от положения движка потенциометра R2, тогда как на более низких частотах вы­ходное напряжение практически неизменно для всех частот при лю­бых положениях движка потенциометра.

Потенциометры включают таким образом, чтобы оба движка перемещались вместе вверх или вниз (по схеме). Номиналы элемен­тов на схеме указаны лишь ориентировочно, так как все равно при регулировке усилителя потребуется их подбор.

Другая схема (рис. 47, б) более интересна, хотя и несколько сложнее. В этой схеме нагрузкой эмиттерного повторителя является контур L1C2C3C4, настройка которого может меняться при вращении оси регулятора до 18—22 кГц. Точные границы этого диапазона и величины ограни­чительных конденсаторов С3 и С4 подбирают при регулировке усили­теля.

Ось переменного конденсатора жестко соединена с осью потен­циометра R3, с движка которого снимается сформированный сигнал. Потенциометр должен быть обязательно типа «А» причем крайние его выводы включают в схему таким образом, чтобы уменьшению выходного сигнала соответствовала более низкая резонансная часто­та контура. Переменный конденсатор С2 — обязательно прямочастотный. При правильной регулировке схемы и соответствующем подбо­ре ее элементов характер изменения кривых регулирования будет та­ким, как изображено на рис. 48.

Hi Fi техника - Семейство частотных характеристик регулято­ров тембра

Рис. 48.

Семейство частотных характеристик регулято­ров тембра, собранных по схемам (рис. 48, а (с) и 48,6 (б). Характеристики сняты в виде зависимости от частоты выходного напряжения при неизменном входном напряжении

Из этих кривых видно, что вторая схема не только регулирует уровень высших частот, но и ощутимо меняет характер кривых, обеспечивая достаточно резкий спад выше граничной частоты. Это явля­ется основным достоинством схемы, окупающим ее относительную сложность.


3. Переключатели содержания и тон-регистры.

К Hi-Fi усилителям предъявляются два совершенно исключающих друг друга требования в отношении регулировки тембра. С одной стороны, усилитель должен иметь как можно больше плавных регу­ляторов, позволяющих музыкально образованному слушателю отре­гулировать частотную характеристику любым желаемым образом. С другой стороны, усилитель должен обеспечивать достаточно точное (переменный конденсатор С2) в диапазоне от 8—10 до 18—22 кГц.

Из этих кривых видно, что вторая схема не только регулирует уровень высших частот, но и ощутимо меняет характер кривых, обеспечивая достаточно резкий спад выше граничной частоты. Это явля­ется основным достоинством схемы, окупающим ее относительную сложность.

Тон-регистр представляет собой устройство, имеющее несколько кнопок для скачкообразного изменения тембра и 4—6 плавных ре­гуляторов тембра. Одна из кнопок имеет надпись «тембр плавно», остальные имеют надписи, соответствующие определенным жанрам музыкальных передач (например, «Джаз», «Соло», «Симфония», «Речь» и т. п.).

При нажатии кнопки «тембр плавно» фиксированные частотоформирующие цепи отключаются, и слушатель получает возможность вручную отрегулировать частотную характеристику с помощью плав­ных регуляторов тембра. При нажатии любой другой кнопки регист­ра, напротив, отключенными оказываются все плавные регуляторы тембра, и независимо от их положения частотная характеристика ста­новится фиксированной, должным образом соответствующей обозна­ченному на кнопке жанру передачи.

Тон-регистры, таким образом, представляют собой наиболее удачное сочетание гибкости и простоты управления тембром звука.

Все тон-регистры представляют собой довольно сложные уст­ройства, иной раз более сложные, чем вся остальная часть усилителя. Никаких полностью законченных схем тон-регистров для их точно­го копирования привести нельзя, так как в каждом конкретном уси­лителе имеются свои индивидуальные, неповторимые особенности, которые и определяют параметры и величины схемных элементов тон-регистра. Поэтому мы ограничимся приведением в качестве при­мера одной сравнительно простой схемы (рис. 49), которую опыт­ные радиолюбители смогут повторить, помня при этом, что часть эле­ментов схемы придется подбирать опытным путем в процессе нала­живания усилителя.

Hi Fi техника - Схема несложного тон-регистра

Рис. 49.

Схема несложного тон-регистра

4. Регуляторы стереобаланса.

Регуляторы стереобаланса (РСБ) являются самыми простыми регуляторами в Hi-Fi усилителях и по существу не требуют, отдельного описания. Поэтому мы приведем лишь несколько наиболее распространенных схем регулирования (рис. 50) и укажем, что если регулятор включен в участок усилителя с большим уровнем сигнала, например, перед предоконечным усилителем или фазоинвертором, то можно использовать схемы с общей «земляной» точкой.

Hi Fi техника - Регуляторы стереобалаиса

Рис. 50.

Регуляторы стереобалаиса

а — на сдвоенном электрически разобщенном потенциометре в цепи сет­ки второго каскада; б — на общем одиночном потенциометре в цепи сетки предпоследнего каскада предварительного усиления; в — на тран­зисторах.

Если же регулятор включен на входе усилителя или в цепях, подверженных влиянию наводок и особенно блуждающих токов шасси то лучше применять схему с двумя самостоятельными регулятора ми на одной общей оси, и точки соединения с корпусом в этом случае разобщить, используя в каждом канале точку соединения с корпусом резистора утечки сетки лампы регулируемого канала. Еще раз напоминаем, что потенциометры для всех видов РСБ должны быть линейными, с буквой «А» на крышке корпуса.

Полезным, хотя и не обязательным дополнением к регулятору стереобаланса является индикатор баланса, позволяющий точно от­вечать положение РСБ, соответствующее одинаковому усилений каналов стереоусилителя. Существует немало методов и схем индикации. Мы рассмотрим несколько простых, но достаточно эффек­тивных.

Левая часть рис. 51, а, общая для всех индикаторов, представляет собой выходы обоих каналов усилителя.

Hi Fi техника - Схемы индикаторов стереобаланса

Рис. 51.

Схемы индикаторов стереобаланса

а — схема подачи контрольного сигнала и коммутации выходных це­пей усилителей на измерительное устройство;  б — индикатор на лампах 6ЕЗП и 6Е1П; в — индикатор-фотометр на лампочках под­светки шкалы); г — индикатор со стрелочным прибором.

С помощью кнопки Кн выходы подключают к индикатору со схемой сравнения. В схеме рис. 51,6 напряжения со входов А и Б подаются в противофазе на половинки первичной обмотки, имеющие одинаковое число витков. Магнитные потоки полуобмоток при их полной идентичности и равенстве напряжений А и Б одинаковы и направлены навстречу. Поэтому общий магнитный поток равен нулю, напряжение на вторичной обмотке отсутствует, и «магический глаз» индикатора полностью закрыт. При разбалансе в любую сторону напряжение на вторичной обмотке будет пропорционально величине разбаланса и будет вызывать расширение затемненного сектора индикатора.

Схема на рис. 51, в работает по принципу фотометра, т. е. прибора, сравнивающего яркости двух источников света. Лампы накаливания (6,3 В, 0,28 А) помещены в непрозрачный футляр с перего­родкой посредине. Одной из стенок футляра служит матовое или молочное светорассеивающее стекло. При разбалансе каналов от­четливо видна граница двух различных яркостей, при полном балансе стекло светится равномерно. Яркость свечения ламп зависит от величины выходного напряжения усилителей и может изменяться регулятором громкости.

На рис. 51, г показана мостовая схема сравнения на диодах. Индикатором является стрелочный прибор, нуль которого находится посредине шкалы (можно использовать амперметр от любого авто­мобиля с шунтом).

Первая система может быть очень изящно оформлена конструк­тивно, особенно при использовании пальчиковых индикаторов типа 6ЕЗП или 6Е1П, позволяет в широких пределах регулировать чувст­вительность индикатора, однако с ее помощью нельзя определить направление разбаланса. Две другие схемы свободны от этого не­достатка, но их труднее оформить достаточно красиво на лицевой па­нели усилителя.

Во всех случаях эталонным сигналом служит напряжение с частотой 50 Гц, подаваемое с той накальной обмотки силового транс­форматора, один из концов которой (или средняя точка) соединен с шасси. Это напряжение подается на входные гнезда усилителя че­рез контакты кнопки Кн.

Существуют и другие системы индикации, например, с использо­ванием релаксационных генераторов на неоновых лампах, однако они не имеют каких-либо преимуществ перед описанными.

В заключение можно дать еще один практический совет: все по­тенциометры перед их установкой в Hi-Fi усилитель полезно сма­зать для предотвращения шорохов и тресков при вращении и уве­личения срока службы. С этой целью нужно аккуратно снять защит­ную крышку и осторожно смазать всю подковку очень небольшим количеством чистого вазелина, а между осью и втулкой капнуть 1—2 капли любого жидкого минерального масла.

Настоящий аудиофил имеет свою коллекцию виниловых пластинок, которую можно пополнить на сайте lpdisk.ru.