Анонс

ОКОНЕЧНЫЕ И ПРЕДОКОНЕЧНЫЕ КАСКАДЫ — УСИЛИТЕЛИ МОЩНОСТИ
Усилители мощности. Формально предоконечные каскады (драйверы, от английского слова drive — возбуждать, задавать, раскачивать) относятся к уси­лителям напряжения, т. е. к предварительным каскадам, однако мы умышленно говорим о них в этом, а не в предыдущем параграфе, чтобы подчеркнуть, что по характеру работы и по режимам исполь­зования драйверы значительно ближе к оконечным усилителям, т. е. усилителям мощности. Для усилителей Hi-Fi техники характерна значительная величина вы­ходной мощности порядка 15—50 Вт. Это значит, что для возбужде­ния (раскачки) оконечного каскада без заметных нелинейных иска­жений уже требуется мощность порядка 1—5 Вт, при напряжении до 25—35 В, а если учесть требования к уменьшению нелинейных ис­кажений, то становится ясным, что обычные маломощные триоды не могут обеспечить возбуждения мощных оконечных ламп. Поэтому логичным и оправданным становится использование в последнем каскаде усиления напряжения мощных ламп. ... Далее...
ВХОДНЫЕ ЦЕПИ, КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И СОГЛАСУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Hi-Fi - ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЕ УСИЛИТЕЛИ НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ

Под входными цепями в УНЧ нужно понимать все, что находит­ся до сетки лампы или базы транзистора первого усилительно­го каскада. В простейших обычных усилителях   входные цепи могут состоять из одного потенциометра ручного регулятора громко­сти (РРГ) и соединительных проводов. В усилителях Hi-Fi техники «экстpa-класса» входные цепи могут представлять собой блок, содержа­щий не только десятки резисторов, конденсаторов, потенциометров, но и дроссели, трансформаторы,   переключатели,   разъемы и даже лампы или транзисторы катодных или эмиттерных повторителей.

Впрочем, в отдельных случаях входные цепи могут содержать и усилительный каскад, например, отдельно для микрофонного входа, однако такой дополнительный каскад работает только в одном из многочисленных режимов, поэтому его нельзя считать входящим в общий усилительный тракт как каскад усиления напряжения.

 

Входные цепи УНЧ — наиболее уязвимое место в отношении всевозможных паразитных наводок, так как по схеме они находятся в точке наименьшего полезного сигнала и наибольшей чувствитель­ности усилителя. Это обстоятельство налагает особую ответственность на конструкцию входных цепей   и требует   от конструктора; максимальной тщательности разработки этого узла.

В состав входных цепей Hi-Fi усилителей обычно входят устройства, служащие для приведения напряжений различных источников сиг­нала к некоторой одинаковой величине, и корректирующие эле­менты.

Первые представляют собой активные или емкостные делители напряжения, низкочастотные трансформаторы, а также катодные и эмиттерные повторители. Для микрофонного канала, как мы уже указывали выше, в качестве устройств, приводящих величину вход­ного напряжения к некоторому номиналу, может использоваться микрофонный усилительный каскад.

Общими требованиями для этих устройств при проигрывании виниловых пластинок и других носителей являются минималь­ные частотные и нелинейные искажения и отсутствие внешних по­мех (фона).

Корректирующие цепи представляют собой во всех случаях схе­мы, содержащие реактивные элементы. Они являются частотно-зависимыми делителями напряжения или резонансными устройствами. Их назначение — изменять определенным образом спектр проходя­щего через них сигнала. Независимо от того, что является источни­ком или носителем одной и той же музыкальной или речевой про­граммы, сигнал на выходе корректирующих цепей должен иметь одинаковый спектр. Поэтому такие корректирующие цепи всегда имеют частотную характеристику, отличающуюся от горизонтальной прямой. Однако по принятой нами вначале терминологии мы будем считать изменение спектра сигнала в этом   случае не частотным, искажением, а частотной корректисой.

Обычно корректирующие цепи включаются непосредственно пос­ле источника сигнала и бывают рассчитаны на вполне определен­ный тип источника. На рис. 22 приведена схема входной цепи лам­пового, а на рис. 23 — транзисторного УНЧ, содержащие корректирующие цепи и цепи, служащие для приведения напряжения различных источников к одинаковой величине.

Hi Fi техника - Пример входных цепей лампового УНЧ

Рис. 22.

Пример входных цепей лампового УНЧ

Hi Fi техника - Входные цепи транзисторного УНЧ

Рис. 23.

Входные цепи транзисторного УНЧ

Можно заметить, что нередко одна и та же цепь используется для изменения величины напряжения и частотной коррекции.

Поскольку эти задачи чаще всего решаются во входных цепях, где напряжение сигнала мало, не возникает опасность появления нелинейных искажений, как в случае применения трансформаторов, так и при использовании повторителей, причем практически совершенно безразлично, какой именно тип усилительного элемента при­менять. Однако по соображениям минимальных собственных шумов можно рекомендовать использовать в повторителях лампы и транзисторы с малыми значениями μ и S, а конкретно — транзисторы ти­пов МП-39 и лампы 6Н1П, 6НЗП и им подобные.