Анонс

ОКОНЕЧНЫЕ И ПРЕДОКОНЕЧНЫЕ КАСКАДЫ — УСИЛИТЕЛИ МОЩНОСТИ
Усилители мощности. Формально предоконечные каскады (драйверы, от английского слова drive — возбуждать, задавать, раскачивать) относятся к уси­лителям напряжения, т. е. к предварительным каскадам, однако мы умышленно говорим о них в этом, а не в предыдущем параграфе, чтобы подчеркнуть, что по характеру работы и по режимам исполь­зования драйверы значительно ближе к оконечным усилителям, т. е. усилителям мощности. Для усилителей Hi-Fi техники характерна значительная величина вы­ходной мощности порядка 15—50 Вт. Это значит, что для возбужде­ния (раскачки) оконечного каскада без заметных нелинейных иска­жений уже требуется мощность порядка 1—5 Вт, при напряжении до 25—35 В, а если учесть требования к уменьшению нелинейных ис­кажений, то становится ясным, что обычные маломощные триоды не могут обеспечить возбуждения мощных оконечных ламп. Поэтому логичным и оправданным становится использование в последнем каскаде усиления напряжения мощных ламп. ... Далее...
ПРЕДИСЛОВИЕ HI-FI
Hi-Fi - ПРЕДИСЛОВИЕ

Hi-Fi.

Высококачественное звуковоспроизведение в настоящее время стало одним из наиболее широких увлечений радиолюбителей. Дело, разумеется, не в моде, а в том, что значительно возросли требования радиолюбителей к качеству звуковоспроизведения, а наличие в про­даже широкого ассортимента узлов и деталей позволяет собирать установки, звучание которых приближается к естественному.

За последние годы появилось немало систем, претендующих на название «высококачественные». Среди них можно назвать установ­ки типа «ЗД», «4Д», «объемные», «пеевдостереофонические», систе­мы с искусственной реверберацией, стереофонические и некоторые другие.

 

Обилие названий привело к тому, что постепенно исчезла четкая грань между обычными и высококачественными системами, и поэто­му нередко, когда заходит речь о «высококачественном» звуковос­произведении, бывает трудно точно определить предмет обсуждения. Этому в немалой степени способствовало и появление большого ко­личества разнообразной литературы, в которой вопросы «высокока­чественного» звукоусиления и воспроизведения толковались доста­точно вольно.

За рубежом в связи с этим получило распространение название «High Fidelity» (сокращенно Hi-Fi), что означает в переводе «вы­сокая верность», «высокая точность». Этим термином обозначали си­стемы, у которых верность (точность) воспроизведения звука по большинству параметров приближалась к идеальной (под идеаль­ной будем понимать звуковоспроизводящую систему со столь малы­ми искажениями, что большинство слушателей при непосредственном сравнении не заметит никакой разницы между натуральной зву­ковой программой и программой, переданной через эту звуковос­производящую систему). Со временем термин Hi-Fi стал символом, определяющим  высокий  класс звуковоспроизводящей  аппаратуры - Hi-Fi техники.

В дальнейшем изложении мы будем для краткости пользоваться этим термином.

Несмотря на отсутствие формального разграничения между обычными звуковоспроизводящими системами и системами Hi-Fi ка­чественные показатели последних довольно четко определены.

В среде советских радиолюбителей, как впрочем, и среди многих специалистов, в настоящее время нет единого мнения о том, что может быть отнесено к системам высококачественного звуковоспро­изведения, каковы параметры этих систем, всегда ли нужны и оп­равданы на практике системы Hi-Fi. У авторов множества книг, посвященных этой теме, также нет единого мнения.

Целью данной книги является попытка более четко определить понятие «высококачественное» звуковоспроизведение. Та часть книги, в которой устанавливаются нормы, или точнее, границы пара­метров, по которым аппаратура могла бы быть отнесена к «высоко­качественной» (в дальнейшем всюду вместо «высококачественная» будет употребляться сокращение Hi-Fi), наверняка найдет не толь­ко сторонников, но и противников, поскольку понятие «качество зву­чания» весьма субъективно и зависит, если так можно выразиться, не только от параметров аппаратуры, но и от «параметров» слушателя, к которым можно отнести и индивидуальные особенности слу­хового аппарата, и музыкальные вкусы, и, наконец, то, что принято называть «степенью музыкальной культуры».

Наряду с более строгой систематизацией уже известных и опу­бликованных положений, в книге немало положений, или, лучше ска­зать, предложений, выдвинутых автором, с которыми читатель, ра­зумеется, вправе не соглашаться.

Что же касается практического материала книги и описания конкретных конструкций усилителей и акустических систем, то все они неоднократно изготовлялись и испытывались как в любитель­ских, так и в лабораторных условиях, и могут быть рекомендованы для повторения квалифицированным радиолюбителям, располагаю­щим для этого необходимой материальной базой и соответствую­щей измерительной аппаратурой.

Грампластинки для hi-fi аудиотехники предлагаются на сайте http://lpdisk.ru/.