Анонс

РЕГУЛЯТОРЫ
Регуляторы. Регуляторами называют устройства для изменения того или иного параметра или характеристики какого-либо блока, узла, при­бора, установки. Процесс регулирования может осуществляться ли­бо вручную оператором, либо автоматически по заранее заданной определенной программе; в соответствии с этим и регуляторы на­зываются либо ручными, либо автоматическими. Регулирование может быть как плавным, непрерывным, так и скачкообразным, ступенчатым, дискретным, поэтому к регуляторам должны быть отнесены и всевозможные переключатели электриче­ских характеристик. ... Далее...
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ СТЕРЕОФОНИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ЭКСТРА-КЛАССА
Hi-Fi - ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ НИЗКОЧАСТОТНЫЕ Hi-Fi УСТАНОВКИ

Предварительный  усилитель.

Предварительный усилитель предназначен для комплектования низкочастотной установки Hi-Fi техники «экстра-класса», однако его схема и конструк­ция позволяют использовать усилитель и автономно, как с головны­ми телефонами, так и с небольшими громкоговорящими акустическими системами.

Такая универсальность особенно выгодна для радиолюбитель­ских конструкций, так как позволяет на основе одного усилителя со­бирать целый ряд установок высококачественного звучания.

 

В разработанной автором модели этот усилитель содержит экс­пандер, наличие которого обязательно в соответствии с предложен­ной нами же классификацией для установок «экстра-класса». Однако здесь описан упрощенный вариант, не содержащий экспандера, так как иначе усилитель оказывается недопустимо сложным даже для большинства квалифицированных радиолюбителей и трудно повторимым по краткому описанию. Такое упрощение никак не отразилось на характеристиках и параметрах установки, за исключением дина­мического диапазона.

Усилитель имеет следующие характеристики. Число стереотрактов — 2. Число полосных усилителей, внутри каждого из стерео-трактов — 2. Количество независимых входов в каждом из стерео-трактов— 5. Количество независимых выходов — 4. Регулировка громкости — общая для всего усилителя, тонкомпенсированная, с двумя переключаемыми характеристиками тонкомпенсации и пять индивидуальных регуляторов уровня для каждого отдельного входа смесительного блока. Регулировка тембра — с помощью тон-регист­ра, имеющего пять фиксированных и четыре плавных регулятора частотной характеристики. Регулировка стереобаланса — с оптической индикацией.

Электрические характеристики: максимальная полоса пропуска­ния по электрическому тракту от 5 до 250 000 Гц на уровне 0,7 от значения коэффициента усиления для частоты 1 000 Гц (измеренная на активном сопротивлении нагрузки — эквиваленте). Выходная мощность каждого из стереоканалов — 8 Вт на низкочастотном и 3,0 Вт на высокочастотном выходе.

Коэффициент нелинейных искажений менее 1%. Относительный уровень собственных шумов и фона не хуже —70 дБ. Глубина регу­лировки тембра на внешних границах слышимого диапазона частот (частоты 15 Гц и 20 кГц) не менее 20 дБ. Чувствительность с каждо­го входа устанавливается при регулировке в соответствии с номи­нальными значениями выходного напряжения используемых источ­ников сигнала в пределах от 10 мВ до 30 В.

Выходы усилителя рассчитаны на подключение к нему мощно­го оконечного УНЧ (выходное напряжение плавно регулируется в пределах от 0 до 100 в для низкочастотного и от 0 до 20 в для вы­сокочастотного каналов), или небольших двухполосных громкоговорящих акустических систем с мощностью 2х10 Вт или пяти пар го­ловных телефонов, подобных описанным в предыдущем параграфе.

Конструктивно усилитель состоит из четырех блоков: смеситель­ного устройства, блока регулировок с усилителем напряжения, вы­ходного блока с коммутатором нагрузок и блока питания и индика­ции. Поскольку усилитель сложен, мы будем рассматривать его от­дельно по блокам и в соответствии с этим вместо общей полной принципиальной схемы приведем отдельные схемы составляющих блоков.

Блок первый — смесительное устройство. Его принципиальная схема приведена на рис. 70.

Рис. 70.

Двухполосная стереофоническая установка. Блок первый: смесительно-коммутационное устройство

Из схемы видно, что входные цепи усилителя содержат корректирующие RС-цепочки для уравнивания величины сигнала и приведения частотных характери­стик разных источников сигнала к одной форме. Выход каждой из таких цепочек нагружен на самостоятельный регулятор уровня (по­тенциометры R4, R8, R9, R11 и R22). Входная цепь звукоснимателя имеет кроме корректирующей цепочки дополнительный усилитель­ный каскад на левом по схеме триоде лампы Л1 включенный перед регулятором уровня (R22), так как сигнал, отдаваемый электромаг­нитным или электродинамическим звукоснимателем, обычно не пре­вышает 5—10 мВ.

Выходы всех индивидуальных регуляторов уровня через выклю­чатели и разделительные стабилизирующие резисторы (R7, R12, R13, R14 и R16) нагружены на один общий установочный регулятор уси­ления (R15), с движка которого сигнал снимается иа общий усили­тельный каскад, собранный на правом по схеме триоде лампы Л1. Конструктивно выключатели спарены со сдвоенными потенциомет­рами, регулирующими уровень соответствующего сигнала одновременно в обоих каналах.

Регулятор усиления R15, не является регулятором громкости, а служит только для первоначальной установки чувствительности уси­лителя в целом, поэтому его ось выведена на шасси первого блока под шлиц. По этой же причине переменный резистор должен быть ли­нейным, т. е. с буквой А на крышке его корпуса.

 

После общего усиления сигнал попадает на сетку лампы Л2 каждый триод которой работает катодным повторителем соответст­венно в левом и правом каналах. С нагрузки катодного повторителя сигнал через разделительный конденсатор С15 подводится к стандартному экранированному разъему, обозначенному на схеме бук­вой А.

Для уменьшения уровня фона накалы ламп Л1 и Л’1 питаются от отдельных обмоток силового трансформатора пониженным напряжением (≈5,9 В), причем в цепь накала вводится положительный по­тенциал порядка 20 В относительно корпуса (шасси). С помощью балансировочного потенциометра (R30 или R31) добиваются мини­мального уровня фона. Оба балансировочных потенциометра распо­ложены на шасси смесительного блока непосредственно возле соот­ветствующих ламп, а их оси выведены под шлиц.

Основное внимание нужно обратить на монтаж этого блока. Именно этим и будет определяться уровень фона и шумов усилите­ля и в значительной мере—границы его полосы пропускания. Поэто­му прежде всего запомните: внутри блока ни один провод и ни одну деталь нельзя соединять с шасси!

Шасси блока представляет собой сплошную железную коробку, наглухо закрываемую сплошным привинчивающимся железным под­доном без вентиляционных и каких-либо иных отверстий. Корпусы всех стандартных разъемов закреплены на одной из торцевых сторон шасси, а все регулируемые потенциометры — на противоположной торцевой стороне.

Ламповые панели — типа ПЛК-9-Э. На лампы надеты алюминие­вые экраны. Провода накала свиты по два и помещены в металличе­скую заземленную экранирующую оплетку.

Общий («земляной») провод выполнен в виде изолированной от шасси шины. В качестве шины используют толстый (1,0—1,5 мм) посеребренный медный провод. Корпуса электролитических конден­саторов изолированы от шасси.

Электрическая часть схемы не содержит каких-либо тонкостей и особенностей, поэтому нет необходимости давать опытным радиолю­бителям иные пояснения, кроме уже приведенных.

Блок второй — усилитель напряжения и тон-регистр. Вход этого блока (рис. 71) начинается с коммутаторов П1 и П2.

Рис. 71

Усилители напряжения и тон-регистр

С помощью коммутатора П1 достигается включение первого или второго усилительного тракта. При нажатии кнопки «левый» сиг­нал с входного гнезда подводится к «левому» усилителю, а «правый» усилитель при этом не подключен. Нажатием кнопки «правый» вклю­чается «правый» усилитель и отключается «левый». При нажатии кнопки «стерео» сигнал от «левого» входного контакта попадает на «левый» усилитель, а от «правого» — на правый, причем усилители между собой разобщены.

Наконец, при одновременном нажатии кнопок «правый» и «ле­вый» оба сигнала от входного разъема одновременно попадают и на «правый» и на «левый» усилители, т. е. установка превращается в мо­нофоническую с разнесенными акустическими системами.

С выхода коммутатора П1 сигналы попадают на тонкомпенсированные регуляторы громкости R’2 и R2. Особенность схемы регулято­ров громкости — наличие двух разных систем тонкомпенсации, ком­мутируемых кнопочным переключателем П2.

Необходимость такого решения вытекает из следующих сооб­ражений. По принятой нами ранее классификации частотные харак­теристики тонкомпенсации для усилителей «экстра-класса» не долж­ны отличаться от кривых равной громкости более чем на 10%. В то же время каждая кривая этого семейства строго соответствует опре­деленному уровню сигнала. Это значит, что регулятор громкости не будет вносить субъективных искажений тембра при регулировании громкости только в том случае, если в его начальном положении, при котором мы устанавливаем тон-регистром желаемый исходный тембр звучания, характеристика тонкомпенсации точно соответствует абсолютному уровню громкости передачи.

Ясно, что на практике такого соответствия почти никогда не бы­вает, поэтому при регулировании громкости наблюдается заметное на слух изменение тембра звучания. Чтобы предельно уменьшить такое влияние, в схеме усилителя предусмотрены две системы тон-компенсации.

Если начальную регулировку тембра производят в положении регулятора громкости, близком к максимальному, нужно пользовать­ся схемой тонкомпенсапии, подключаемой нажимом кнопки I комму­татора П2. При исходном положении регулятора громкости, близком к среднему, нажимают кнопку II. Помимо этих кнопок коммутатор П2 имеет кнопку О, при нажатии которой от регулятора гром­кости полностью отключаются все цепи тонкомпенсации. Этой кноп­кой приходится пользоваться, когда через усилитель осуществляют запись на магнитофоне, и регулирование уровня сигнала не должно сопровождаться изменением его спектра.

С выхода регулятора громкости сигналы соответствующих кана­лов попадают на сетки триодов лампы Л1 6Н23П, работающей обыч­ным усилителем напряжения. После усиления сигнал попадает на делитель, состоящий из резисторов R11, R12, R13, нижнее плечо которого является регулятором стереобаланса.

При выбранных значениях сопротивлений глубина регулирования составляет 10 дБ, что на практике вполне достаточно. Впрочем, при желании или необходимости этот предел можно расширить на сколь­ко угодно, вплоть до полного запирания одного канала при макси­мальном усилении другого. Для этого достаточно уменьшить сопро­тивление резистора R12.

Дальше сигнал попадает на вход третьего коммутатора — П3, являющегося переключателем тон-регистра. Переключатель имеет пять положений: «Речь», «Симфония», «Джаз», «Интим» и «Тембр плавно». При нажатии кнопки «Речь» в цепь прохождения сигнала включается последовательно конденсатор C24 емкостью 3 600 пФ, ограничивающий полосу пропускания снизу частотами 100—120 Гц, а также установочный потенциометр R36 и конденсатор С25. Потен­циометром устанавливают при регулировке усилителя нужную вели­чину сигнала, а конденсатор С25 ограничивает верхнюю границу поло­сы пропускания частотой 8 кГц. В этом положении переключателя сигнал с выхода коммутатора подводится для дальнейшего усиления только к низкочастотному каналу, а высокочастотный канал не ис­пользуется.

При нажатии кнопки «Симфония» частотная характеристика бло­ка регулировок остается совершенно линейной во всей полосе частот, пропускаемых усилителем, при этом уровень сигнала, снимаемого для дальнейшего усиления, регулируется в низкочастотном канале уста­новочным потенциометром R33. а в высокочастотном — потенциомет­ром R34.

Аналогичным образом при нажатии кнопки «Джаз» формируется частотная характеристика с большими подъемами на низших (20— 80 Гц) и высших (5—20 кГц) частотах, а при нажатии кнопки «Ин­тим»— характеристика с большим подъемом низких частот в области 30—120 Гц и значительным спадом коэффициента передачи на часто­тах свыше 4 кГц.

Наконец, при нажатии кнопки «Тембр плавно» все фиксирован­ные цепи формирования частотной характеристики УНЧ отключаются, и слушатель получает возможность сформировать частотную характеристику по своему усмотрению, пользуясь четырьмя регуляторами тембра. Первый из них (потенциометр R15) регулирует область от 10 до 100 Гц, второй (R16) — от 100 до 1 000 Гц, третий (R18) —от 1 до 8 кГц и четвертый (R21) — на частотах свыше 8 кГц.

Сигнал с выхода первых двух регуляторов попадает только в низкочастотный полосный усилитель, с третьего регулятора — и в низкочастотный н в высокочастотный полосный усилитель, а с чет­вертого — только в высокочастотный.

Наличие установочных потенциометров в схеме тон-регистра по­зволяет при регулировке усилителя установить для условной средней частоты 1 000 Гц одинаковые уровни выходного сигнала, поэтому при переключении кнопок тон-регистра во время передачи изменяется только тембровая окраска звука и не меняется его относительный уровень громкости.

Сформированные сигналы в каждом канале поступают для даль­нейшего усиления на лампу Л2 (или Л3), один из триодов которой работает в низкочастотном, другой — в высокочастотном полосном усилителях. Эти усилительные каскады имеют частотные характери­стики, соответствующие спектру пропускаемых сигналов. В нерабо­чей части характеристика каскада имеет плавный, но значительный спад.

Конструктивно блок регулировок также представляет собой глу­хой железный кожух, внутри которого расположены все переключа­тели и регуляторы. Оси потенциометров регуляторов тембра выведе­ны на одну из торцевых сторон кожуха, являющуюся лицевой. Оси всех установочных потенциометров (типа СПО или СП-0,4) выведе­ны под шлиц внутри блока. Монтаж этого блока навесной, так как многие элементы схемы приходится подбирать при налаживании уси­лителя, что при печатном монтаже не удобно.

Так же как и в первом блоке, применена общая шина, изолиро­ванная от шасси.

В качестве коммутаторов П1 и П2 использованы малогабаритные переключатели дорожек от стереомагнитофона «Яуза-10»; переключа­тель П3 — от телевизора «Темп-6» или «Темп-7», причем конструкция переключателя незначительно изменена: вместо двух защелок на три левые и три правые кнопки сделана одна общая защелка на все кнопки, а крайняя кнопка, разрывающая в телевизоре сетевую цепь, спилена. Таким образом, получается переключатель на пять положе­ний с автоматическим отключением всех ранее нажатых кнопок при нажатии на любую из них.

Для увеличения переходного затухания между трактами, между группами контактов, относящимися к разным трактам, установлены заземленные экраны из белой жести, обе стороны которых оклеены плотной бумагой для исключения замыканий в переключателях.

Еще раз напоминаем, что корпусы электролитических конденсато­ров с шасси не соединены, а подключены к общей минусовой шине так же, как и центральные выводы входного и выходного разъемов.

Блок третий — оконечные каскады. В третьем бло­ке, схема которого приведена на рис. 72, имеются четыре двухтакт­ных усилителя.

Рис. 72

Блок третий: оконечные усилители

Каждый из стереотрактов содержит два полосных усилителя: низкочастотный и высокочастотный. Низкочастотный уси­литель состоит из фазоинвертора, собранного на двойном триоде 6Н2П и двухтактного ультралииейного оконечного каскада на луче­вых тетродах 6П14П.

Весь усилитель с выхода до входа охвачен довольно глубокой отрицательной обратной связью по напряжению. Изменением глуби­ны обратной связи с помощью установочного потенциометра R65 при налаживании усилителя устанавливают необходимую чувствитель­ность.

Высокочастотный усилитель схемно построен так же, как и низ­кочастотный, однако содержит всего две лампы вместо трех, так как в фазоинверсном каскаде используются триоды, входящие в бал­лон оконечных ламп 6Ф5П.

Номинальная чувствительность низкочастотного усилителя по­рядка 0,3—0,5 В, высокочастотного — 0,2 В, однако цифры эти весьма условны и не обязательны, так как весь усилитель в целом, включая блоки I и II, имеет большой запас усиления и установочные регуля­торы уровня в предыдущих блоках, поэтому соотношение уровней на входе и выходе стыкуемых блоков может быть достаточно произ­вольным.

Каждый из четырех усилителей оконечного блока имеет выход­ной трансформатор, вторичные обмотки которого секционированы, имеют много отводов и позволяют согласовать усилитель практиче­ски с любой нагрузкой.

Мы уже указывали выше, что эти усилители правильнее назы­вать не оконечными, а предоконечными, так как вообще они рассчи­таны на возбуждение действительно мощных (по 50 Вт) оконечных блоков. Именно для этого один из выходов каждого канала описываемого блока обеспечивает на одном из разъемов плавно регули­руемые выходные напряжения порядка 100 В для низкочастотно­го и 20 В для высокочастотного сигналов. Регулировка осущест­вляется установочными потенциометрами R66 и R67, выведенными под шлиц.

Однако достаточная мощность выходных каскадов этого блока (порядка 6—8 Вт для низкочастотного и 2—3 Вт для высокочастот­ного) позволяют нагружать их либо на группу из 5—6 пар электроди­намических телефонов, либо на небольшие (порядка 8—12 Вт) аку­стические системы. Для этой цели одна из обмо­ток на каждом выходном трансформаторе секционирована и рассчи­тана на подключение нагрузок от 2 до 14 Ом.

При регулировке усилителя очень важно с максимально возмож­ной степенью точности сбалансировать выходные напряжения фазоинвертора. Для этой цели в схеме предусмотрены установочные по­тенциометры R52 и R59. С их помощью добиваются одинаковых значе­ний напряжения возбуждения на сетках ламп двухтактного оконеч­ного каскада.

Наконец, еще два установочных регулятора конструктивно раз­мещены в небольшом блоке вместе с фишкой головных телефонов. Это потенциометры R69 и R70. Они нужны для того, чтобы из двух раздельных сигналов (НЧ н ВЧ) каждого тракта получить путем пропорционального смешивания один широкополосный сигнал. Вра­щением осей этих потенциометров добиваются правильного соотно­шения мощностей двух складываемых сигналов на каждом из наушников.

Блок четвертый — источник питания и система индикации. Полная схема блока питания приведена на рис. 73.

Рис. 73

Блок питания и индикации стереоустановки

Блок имеет одни общий силовой трансформатор, два мостовых вы­прямителя В1 и В2 и шесть групп накала ламп со специальными ан­тифонными устройствами.

Первые две независимые обмотки накала входных ламп первого блока дают пониженное напряжение (порядка 5,9 В), и каждая из них внутри первого блока подключена к балансировочным потенцио­метрам R30 и R31, с помощью которых при регулировке усилителя до­биваются минимального уровня фона в соответствующем канале. Третья лампа первого блока имеет свою обмотку накала, а ее балансировочный потенциометр размещен в блоке питания вместе со всеми остальными потенциометрами.

Еще одна отдельная обмотка накала питает все лампы второго блока и, наконец, две мощные обмотки питают накал ламп в каждом канале третьего, оконечного блока.

Движки всех потенциометров в цепях накала (кроме входных ламп) подключены к делителю, состоящему из резисторов R9 и R10 и конденсатора C1, создающему постоянный положительный потен­циал (+20 В) относительно шасси.

На схеме блока питания показан еще и индикатор стереобаланса с относящимися к нему цепями, хотя и конструктивно и схемно он должен быть отнесен к оконечному блоку. Сделано это исклю­чительно из соображений более удобного размещения цепей на схе­мах и обусловлено форматом книги.

Цепь индикации состоит из отдельной обмотки силового транс­форматора, делителя напряжения (резисторы R1, R2, R7, R8, R11 и R12), включателей индикатора П, П, П, ПГ, а также фото­метрического сравнивателя уровней (Л1, и Л2).

Включатели конструктивно совмещены с регулятором стереобаланса и замыкаются при вытягивании ручки регулятора на себя. При этом напряжение с частотой 50 Гц от обмотки силового транс­форматора подается на указанные выше делители, а с них — на установочные потенциометры R15, R’15 первого блока, а лампочки фото­метра одновременно подключаются к низкочастотным выходам со­ответствующих трактов.

Поставив ручку регулятора стереобаланса приблизительно в сред­нее положение, с помощью регулятора громкости устанавливают до­статочную, но не чрезмерную яркость свечения фотометра, после че­го вращением ручки регулятора стереобаланса добиваются одинако­вой освещенности обеих половин матового стекла фотометра. После этого выключают схему индикации нажатием на ручку регулятора стереобаланса до щелчка.

Устройство и принцип работы фотометра подробно описаны в § 18, а его схема приведена на рис. 52, в. Важно указать, что для фо­тометра нужно подобрать пару совершенно одинаковых по электри­ческим и световым характеристикам индикаторных лампочек.

Силовой трансформатор намотан на каркасе и собран на железе от силового трансформатора для телевизора «Темп-бМ» («Темп-7М») с использованием его сетевых обмоток. Трансформатор имеет следу­ющие данные. Сталь Э-310-0,35, ленточный сердечник, толщина на­бора 40 мм. Две сетевые обмотки по 455 витков провода ПЭЛ-0,69 с отводами от 394-го витка. Повышающая обмотка состоит из 700 витков провода ПЭЛ-0,44 с отводами от 600, 550 и 475-го витков для подбора точного значения выпрямленного напряжения под нагрузкой. Обмотки накала первых ламп имеют по 20 витков провода ПЭЛ-0,44, обмотки III и IV—по 25 витков провода ПЭВ-0,8 обмотки накала мощных ламп — по 26 витков провода ПЭВ-1,0. Обмотка схемы ин­дикации стереобаланса состоит из 10 витков провода ПЭЛ-0,2.

Дроссели фильтра намотаны на железе сечением 19х28 мм и име­ют по 1 800 витков провода ПЭЛ-0,29.

Выходные трансформаторы для низкочастотных оконечных каска­дов имеют те же данные, что приведены на рис. 65, за исключением наличия дополнительной выходной обмотки для мощного оконечного усилителя, состоящей из 300 витков провода ПЭЛ-0,2, намотанной поверх всех остальных обмоток.

Выходные трансформаторы для высокочастотных оконечных кас­кадов намотаны на самодельных каркасах для сердечника из ферри­та Ф-2000. Для этой цели автор использовал сгоревшие строчные трансформаторы от телевизоров со 110° отклонением (ТВС-110). С сердечника срезаются полностью все обмотки, склеенный сердечник аккуратно распиливают по месту склейки, изготовляют из прессшпата или самого тонкого плексигласа каркасы (по два на каждый трансформатор), на одном из которых наматывают первичные, а на другом — вторичные обмотки. При сборке трансформатора обе поло­винки сердечника вновь склеивают клеем БФ. Перед склейкой нужно тщательно отшлифовать стыкуемые срезы сердечника мелкой шкуркой. Общий вид собранного трансформатора приведен на рис. 74.

Hi Fi техника - Внешний вид собранного выходного трансформатора высо­кочастотного усилителя

Рис. 74

Внешний вид собранного выходного трансформатора высо­кочастотного усилителя

Каждая половина первичной обмотки намотана проводом ПЭВ-0,2 и содержит 600 витков (отвод от 250-го витка). Вторичная обмотка для выхода на мощный оконечный усилитель имеет 300 вит­ков провода ПЭВ-0,15, а обмотка для подключения громкоговорителей и головных телефонов намотана проводом ПЭВ-0,8 до заполнения каркаса с отводами через каждые 15—20 витков.

Описанная установка сложна (даже без экспандера и блока мощных усилителей). Поэтому она доступна для повторения только опытным квалифицированным радиолюбителям. Регулировка установки невозможна без хороших из­мерительных приборов. В пер­вую очередь это относится к измерителю к.н.и. и генератору синусоидального напряжения.

В то же время опытным квалифицированным радио­любителям нет нужды слишком подробно расписывать каждую деталь в схеме и конструкции установки. Поэтому мы огра­ничимся приведенным выше описанием, оставив вопросы конструкторского, компоновоч­ного и оформительского харак­тера для решения читателям.

Укажем лишь, что перед окончательной сборкой всей ус­тановки необходимо тщательно и полностью отрегулировать и испытать каждый из блоков в отдельности. Без этого регулировка усилителя в целом будет слишком трудоемкой.

Заземление всех без исключения нулевых шин и корпусов всех блоков производится обязательно отдельными само­стоятельными проводами на одну общую точку заземле­ния минусового вывода выпрямителя в блоке питания. Без соблюдения этого непременного правила радиолюбитель не сможет достиг­нуть требуемого уровня фона порядка —70 дБ.

В заключение скажем, что вовсе не обязательно полностью и точ­но копировать всю установку от начала до конца. Каждый радио­любитель может использовать для своей установки те или иные бло­ки или отдельные схемные решения описанной установки, сочетая их с блоками или конструкциями, уже имеющимися у него, или изготавливаемыми по другим описаниям.

Один из интернет-магазинов, продающий виниловые пластинки см. тут.