Анонс

МНОГОПОЛОСНЫЕ УСИЛИТЕЛИ
Требования к усилителям, предназначенным для пропускания со­ставляющих очень низких или очень высоких звуковых частот, про­тиворечивы. Так, для удовлетворительного воспроизведения частот порядка 10—20 Гц первичная обмотка выходного трансформатора дол­жна иметь индуктивность порядка нескольких десятков Генри, тогда как для удовлетворительного воспроизведения частот 18—25 кГц не­обходимо, чтобы собственная емкость первичной обмотки не превы­шала нескольких пикофарад, а индуктивность рассеяния составляла всего несколько процентов. Ясно, что сконструировать трансформа­тор, удовлетворяющий этим требованиям, чрезвычайно трудно, а при расширении полосы пропускания до 40—60 кГц почти невоз­можно. ... Далее...
МАГНИТОФОНЫ
Hi-Fi - ИСТОЧНИКИ И НОСИТЕЛИ НИЗКОЧАСТОТНОГО СИГНАЛА

Hi-Fi магнитофоны.

Если для обычных магнитофонов величина скорости движения ленты и полоса пропускания сквозного тракта являются основными характеристиками, определяющими качество и классность аппарата, то для Hi-Fi магнитофонов дело обстоит несколько иначе. В систе­ме высококачественного звуковоспроизведения определяющими в пер­вую очередь нужно считать такие показатели, как коэффициент колебания скорости протяжения ленты; коэффициент детонации, сте­пень и стабильность прижима ленты к головкам, коэффициент нели­нейных искажений, уровень шума (по отношению к номинальному уровню сигнала) и лишь во вторую очередь — полосу пропускания и другие привычные характеристики.

 

Качественные показатели радиовещательных (профессиональ­ных) магнитофонов регламентируются ГОСТ 12107-66. В отношении магнитофонов широкого (бытового) применения продолжает дейст­вовать ГОСТ 8088-62. Все отечественные бытовые магнитофоны, да­же самые лучшие, относятся ко второй группе. По таким параметрам, как коэффициент детонации, уровень собст­венных шумов, полоса пропускания и некоторым другим, ни один из них не может быть отнесен даже к «стандартному Hi-Fi классу» по принятой нами вначале классификации.

Для того чтобы применить бытовые магнитофоны для высококачественной системы звуковоспроиз­ведения, их надо соответствующим образом доработать.

Мы лишены возможности дать здесь исчерпывающие консульта­ции по этому вопросу. Подробное описание такой доработки может занять отдельную книгу. Однако основные рекомендации по передел­ке промышленных бытовых магнитофонов для любительской Hi-Fi техники можно привести.

Прежде всего, укажем, что основной и коренной переработке дол­жен подвергнуться лентопротяжный механизм (ЛПМ). Дело в том, что при используемых сейчас в магнитофонах маломощных двигате­лях в одномоторной кинематической схеме практически невозможно достигнуть требуемых значений коэффициента колебания скорости протяжения ленты и коэффициента детонации.

Поэтому самый верный и, пожалуй, самый простой путь к улуч­шению ЛПМ—это переход на трех- или, в крайнем случае, двухмо­торную кинематическую схему. Пусть радиолюбителей не пугает та­кой совет: при трехмоторной системе кинематическая схема ЛПМ предельно упрощается, а не усложняется, как это может показаться вначале. При такой переделке из ЛПМ исключаются все узлы, меха­низмы и относящиеся к ним рычаги, тяги и приводы, связанные с подмоткой и обратной перемоткой ленты. Взамен них к правому и левому узлам перемотки присоединяют простейшие приводы от дополнительных двигателей перемотки, в качестве которых могут быть использованы различные дешевые маломощные моторчики, на­пример от электропроигрывателей. Подробнее этот вопрос освещен в литературе по магнитофонам.

Разгруженный таким образом основной двигатель после пере­делки будет служить только для протягивания ленты. Если ось этого двигателя является ведущей, необходимо ввести в кинематическую схему промежуточный узел с достаточно тяжелым маховиком, веду­щая ось которого должна быть проточена и отшлифована таким об­разом, чтобы ее наружный диаметр при выбранных коэффициентах передачи обеспечивал точное значение средней линейной скорости и достаточную величину вращающего момента.

В любительских условиях трудно осуществить надежную и про­стую систему переключения скоростей механическим способом, по­этому можно рекомендовать радиолюбителям делать ЛПМ на одну скорость — 9,5 см/сек, а для скорости 19,05 см/сек применять съем­ную насадку на ведущую ось с леворезьбовым самозатягивающимся стопорным винтом в торце оси. Если схема двигателя позволяет пе­реключать скорость путем коммутации обмоток, то и этот вариант приемлем.

Коренной переделке следует подвергнуть и прижимной узел. Прежде всего, надо поставить на шариковые подшипники направляю­щие колонки, с тем чтобы предельно уменьшить степень паразитного и неуправляемого натяжения ленты. При этом желательно переста­вить их таким образом, чтобы увеличить охват прижимного ролика лентой, как это показано на рис. 10, а, либо ввести для этого две дополнительные колонки (рис. 10,б), которые также должны быть снабжены шариковыми подшипниками.

Hi Fi техника - Изменение кинематической схемы ЛПМ

Рис 10.

Изменение кинематической схемы ЛПМ для уменьшения проскальзывания ленты.

а) -   путем перестановки направляющих   колонок;   б) — путем введения дополнительных колонок (1 – подающая кассета; 2 – головка воспроизведения; 3 – ведущий вал; 4- направляющие стойки;  5-приемная  кассета;  6-прижимный ролик)

Помимо переделки направляющих колонок и независимо от нее полезно ввести в тракт движения ленты входной и выходной стаби­лизаторы. Принцип действия стабилизатора ясен на рис. 11.

Hi Fi техника - Лентопротяжный механизм с входным и выходным стабилизаторами натяжения ленты

Рис. 11.

Лентопротяжный механизм с входным и выходным стабилизаторами натяжения ленты

При остановленном лентопротяжном механизме за счет усилия пружин стабилизатора, при этом происходит неизбежное перенатяжение или рывок ленты, имеющие место до тех пор, пока подающая кассета не достигнет нормальной скорости вращения. При наличии же ста­билизатора первый рывок принимает на себя не лента, а подпружи­ненный рычаг стабилизатора. Аналогичная картина наблюдается у выходной ветви ленты.

Весьма малая нестабильность скорости движения ленты у голо­вок получается у ЛПМ с закрытой петлёй (рис. 12).

Hi Fi техника - Кинематическая схема ЛПМ с закрытой петлей

Рис. 12.

Кинематическая схема ЛПМ с закрытой петлей.

1 — электромагнит прижимного узла; 2 — стабилизаторы натяжения лен­ты; 3 — гидравлические нли пневматические демпферы стабилизаторов; 4 — направляющие стойкя; 5 — лента; 6 — прижимные ролики; 7 — голов­ки; 8—ведущий вал; 9 — обводный ролик; 10 — ведущий двигатель; 11 — маховик тонвала

Снижение не­стабильности скорости уменьшает или полностью устраняет специ­фические искажения сигнала, называемые детонацией.

Монофонические головки нужно заменить на стереофонические, причем головки от стереомагнитофона «Яуза-10» вполне подходят по параметрам для любительского Hi-Fi магнитофона. Вопрос о не­обходимости дополнительной экранировки головок решается в каж­дом конкретном случае самим радиолюбителем.

Переделка электрической части магнитофона хотя и больше по объему, но в любительских условиях значительно проще, чем пере­делка ЛПМ. Чтобы избежать сложной коммутации и связанных с ней паразитных обратных связей, автор рекомендует сделать два одина­ковых двухканальных усилителя — отдельно для записи и для воспроизведения.

Если усилительный тракт переделываемого магнитофона по элек­трическим параметрам удовлетворяет требованиям на Hi-Fi усилители или путем несложных переделок может быть доведен до требуе­мого уровня, то второй канал можно осуществить простым повторе­нием имеющегося усилителя.

В канале записи Hi-Fi магнитофона совершенно необходимо при­менять только двухтактные генераторы токов стирания и подмагничивания, причем мощность генератора должна быть порядка 2—3 Вт. При меньшей мощности трудно получить симметричный и неиска­жённый ВЧ сигнал на выходе генератора. Радиолюбителю следует помнить, что асимметрия отрицательной и положительных полуволн ВЧ тока всего на 1% приводит к увеличению собственных шумов на 4 дБ.

Необходимо, чтобы собственная частота генератора была мини­мум втрое выше верхней границы полосы пропускания магнитофона, т. е. не ниже 60 кГц.

Правда, при этом нужно помнить, что на этих частотах очень трудно получить достаточно эффективное стирание без перегрева стирающей головки, особенно при использовании стандартных отече­ственных стирающих головок от бытовых магнитофонов. В этом слу­чае выход может быть найден в создании генератора на две рабо­чие частоты. Основная частота порядка 40—45 кГц используется для стирания, а вторая ее гармоника (80—90 кГц) — для подмагничивания. Желательно на входе усилителя записи сделать смеситель (мик­шер). С его помощью можно осуществлять комбинированные записи по системе смешения или наложения и привести к одинаковой вели­чине входные уровни от различных источников программ.

В заключение можно посоветовать радиолюбителям не делать в магнитофоне мощные УНЧ и широкополосные акустические систе­мы. Гораздо правильнее и лучше закончить магнитофон хорошим ли­нейным усилителем с выходным сопротивлением 600 Ом с амплитудой сигнала порядка 0,5—1,0 В. Сквозная частотная характеристика в по­лосе от 40 до 20 000 Гц магнитофона должна иметь вид горизонталь­ной прямой, а коэффициент нелинейных искажений не должен пре­вышать 0,1—0,2%. Лучше всего в выходном каскаде линейного уси­лителя использовать катодный повторитель, на лампе 6Н1П, исполь­зуя один триод в каждом канале.

Для контроля записи в магнитофоне можно сделать простейший одноламповый (на лампе 6ФЗП или 6Ф5П) усилитель, а на его вы­ходе включить контрольный громкоговоритель типа 2ГД-3 или ему подобный.

Магазин с виниловыми пластинками - это lpdisk.ru.