Анонс

ВХОДНЫЕ ЦЕПИ, КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И СОГЛАСУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Под входными цепями в УНЧ нужно понимать все, что находит­ся до сетки лампы или базы транзистора первого усилительно­го каскада. В простейших обычных усилителях   входные цепи могут состоять из одного потенциометра ручного регулятора громко­сти (РРГ) и соединительных проводов. В усилителях Hi-Fi техники «экстpa-класса» входные цепи могут представлять собой блок, содержа­щий не только десятки резисторов, конденсаторов, потенциометров, но и дроссели, трансформаторы,   переключатели,   разъемы и даже лампы или транзисторы катодных или эмиттерных повторителей. Впрочем, в отдельных случаях входные цепи могут содержать и усилительный каскад, например, отдельно для микрофонного входа, однако такой дополнительный каскад работает только в одном из многочисленных режимов, поэтому его нельзя считать входящим в общий усилительный тракт как каскад усиления напряжения. ... Далее...
МИКРОФОНЫ
Hi-Fi - ИСТОЧНИКИ И НОСИТЕЛИ НИЗКОЧАСТОТНОГО СИГНАЛА

Микрофоны.

При обычной любительской звукозаписи микрофон как преобра­зователь звукового сигнала применяют довольно часто (запись до­машних праздников и торжеств, обучение, озвучение любительских ки­нофильмов и т. п.). В отличие от этого в  Hi-Fi технике любительская запись с микрофона — большая редкость. Объясняется это следую­щими причинами:

1) для высококачественной записи необходимо иметь высокока­чественный микрофон, являющийся дорогим и редко встречающимся в продаже прибором;

2) действительно высококачественную запись с микрофона мож­но осуществить только в специально оборудованном  помещении (студии);

 

3) записывать с микрофона на  Hi-Fi технику целесообразно только произведения в исполнении больших ансамблей (симфониче­ский или большой эстрадный оркестр, хор), звучание которых имеет значительный частотный и динамический диапазоны. Что же касается голосов чтеца или певца — солиста, то их частотный и динамический диапазоны ограничены, поэтому их вполне удовлетворительно можно записать на обычном бытовом магнитофоне с помощью недорогого микрофона (например, МД-47 и ему подобного).

В силу сказанного в радиолюбительской практике высококачест­венная звукозапись с микрофона ограничивается записью стереофо­нических эффектов, а также некоторыми сугубо специфическими слу­чаями, когда желают, например, записать голоса птиц, диких жи­вотных или звучание редкого народного музыкального инструмента.

К микрофонам, предназначенным для высококачественной звуко­записи, предъявляются исключительно высокие требования, так как здесь не делается скидок на сложность или дороговизну отдельных звеньев тракта: параметры каждого звена Hi-Fi техники должны быть значительно лучше параметров тракта в целом.

А это означает, например, что даже для «стандартного Hi-Fi класса» полоса воспринимаемых микрофоном частот должна быть не уже 40—20 000 Гц при неравномерности частотной характеристики чувствительности не более нескольких децибел, а динамический диа­пазон не менее 50 дБ. Опытные радиолюбители хорошо понимают, что значат эти цифры.

Многим радиолюбителям будет интересно узнать, каким образом удается создавать микрофоны с такими высококачественными пока­зателями. Для этого есть несколько путей.

У электродинамических ленточных микрофонов подвижную си­стему выполняют в виде «гармошки» из тонкой алюминиевой фольги.

Для расширения частотного диапазона в электродинамических микрофонах с подвижной катушкой стремятся предельно облегчить подвижную систему. Диафрагму (мембрану) изготовляют из тон­чайшей и очень легкой полистирольной пленки, а катушку наматы­вают алюминиевым проводом диаметром 0,01—0,02 мм.

Для выравнивания частотной характеристики микрофона и уменьшения ее неравномерности нередко внутри кожуха микро­фона монтируют электрические корректирующие цепочки и коррек­тирующие фильтры или создают акустические корректоры. В послед­нее время получают распространение комбинированные микрофоны, состоящие по существу из нескольких микрофонов, каждый из кото­рых воспринимает звуковые давления в своем участке частот.

В качестве примера на рис. 5 и 6 приведены общий вид, конст­рукция и электрическая схема австрийского микрофона типа D-202 и его частотная характеристика и характеристика направленности.

Hi Fi техника - Широкополосный двухголовочный электродина­мический катушечный микрофон

Рис. 5.

Широкополосный двухголовочный электродина­мический катушечный микрофон типа D-202.

а — внешний вид; б — устройство микрофона (1 — высокочастот­ная мембрана; 2 — низкочастотная мембрана; 3 — защитная ме­таллическая сетка; 4 — держатель системы; 5 — компенсацион­ная катушка; 6 — высокочастотная головка; 7 — низкочастотная головка; 8 — звуковая трубка — волновод; 9 — демпфирующая ка­мера; 10 — выходные воздушные отверстия; 11 — LC-фильтр); в — электрическая схема микрофона

Hi Fi техника - Характе­ристики микрофо­на D-202

Рис.   6.

Характе­ристики микрофо­на D-202.

а — частотная;     б — диаграмма     направ­ленности

Очень важно помнить, что в силу своих конструктивных особенностей (тон­чайшие пленки, микроскопические рабо­чие зазоры и др.) высококачественные микрофоны являются очень хрупкими и нежными приборами, требующими бережного обращения с ними. Микрофо­ны нужно тщательно оберегать от уда­ров и сотрясений. Совершенно недопустимо дуть в микрофон или пощелки­вать по нему пальцем, как это часто де­лают многие радиолюбители при проверке тракта. Ленточные микрофоны необходимо оберегать от потока воздуха (ветра, «сквозняка»). Ими недопустимо пользоваться на открытом воздухе. Располагать микрофоны при записи нужно не ближе 1,5—2,0 м от источника звука, хранить обязательно в мягкой противоударной упаковке, защищать от пыли и влаги.

Микрофон подключают к магнитофону или усилителю только с помощью стандартного разъема и только двухпроводным экрани­рованным шлангом, в котором оба внутренних провода являются равноценными сигнальными.

Корпус микрофона не должен соединяться ни с одним из этих проводов, а подключается к бронированной оплетке кабеля. Со стороны усилителя или магнитофона броня кабеля соединяется через кор­пус штекера с металлическим шасси, а оба экранированных сигналь­ных провода подходят непосредственно к входному элементу схемы (резистор утечки первой лампы, первичная обмотка входного транс­форматора). Только там, у входного элемента схемы, один из сиг­нальных концов соединяется с корпусом (если это предусмотрено схемой).

Если микрофон должен подключаться к микрофонному входу ма­гнитофона или усилителя, имеющих входное гнездо другого типа, чем штекер микрофона, необходимо заменить этот штекер, перепаяв подходящие к нему провода микрофонного кабеля соответственно схеме магнитофона или усилителя. Трогать входные цепи и разъемы Hi-Fi магнитофонов и усилителей совершенно недопустимо во избе­жание появления фона.

В некоторых магнитофонах и микрофонных усилителях указы­вается, на какой тип микрофона рассчитан его вход либо приводятся величины входного сопротивления и напряжения. В этих случаях подключение микрофонов другого типа или с иными выходными параметрами без корректирующих и согласующих звеньев недопустимо. Во всех случаях недопустимо непосредственное подключение конденсаторных микрофонов ко входу транзисторного усилителя из-за не­избежного резкого спада частотной характеристики тракта на ниж­них частотах.

Особо следует остановиться на сте­реофонических микрофонах. На практике одинаково пользуются и двумя однотип­ными   микрофонами   и   специальными спаренными микрофонами.

Примером спаренного стереомикрофона служит немецкий микро­фон типа D-77, который может быть использован и как сдвоенный блок для записи по системе Х-У и как два микрофона для записи стереофонии по системе А-В. На рис. 8 дана схема согласующего усилителя для подключения микрофона к магнитофону.

Hi Fi техника - Схема согласующего усилителя для подключения микрофона

Рис. 8.

Схема согласующего усилителя для подключения микрофона типа D-77 к магнитофону.

Поскольку вопрос расположения микрофонов при записи являет­ся самостоятельным и ему посвящено немало страниц в целом ряде брошюр и книг по стереофонии, мы его касаться не будем. Отметим только, что всегда, при любой стереозаписи с микрофона обязательно должно соблюдаться правило размещения микрофонов относительно входов магнитофона. По международным соглашениям принято подключение, изображенное на рис. 9.

Hi Fi техника - Расположение микрофонов перед ансамблем

Рис. 9.

Расположение мик­рофонов при системе стереопередачи АВ перед зву­чащим ансамблем и их под­ключение к разъему

Понятие «левый» и «правый» приняты относительно слушателя, обращенного лицом к сцене (ис­полнителям).

Магазин виниловых пластинок в интернете - тут.