Анонс

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Hi-Fi УСИЛИТЕЛЕЙ
Hi-Fi усилители. Поскольку любой Hi-Fi усилитель по всем параметрам должен быть лучше обычного, то можно утверждать, что то же распростра­няется и на его конструкцию. Иными словами, все без исключения правила конструирования обычных усилителей, хорошо известные опытным радиолюбителям, распространяются и на Hi-Fi усилители. Однако кроме этих общих правил при постройке Hi-Fi усилителей нужно знать и некоторые другие, присущие только им. Вот об этих особенностях мы и поговорим. Прежде всего Hi-Fi усилители отличаются от обычных нали­чием трех явно выделяющихся самостоятельных узлов: входных це­пей, блока регулировок тембра и выходных цепей. ... Далее...
ЗВУКОСНИМАТЕЛИ И ПРОИГРЫВАТЕЛИ ВИНИЛОВЫХ ПЛАСТИНОК
Hi-Fi - ИСТОЧНИКИ И НОСИТЕЛИ НИЗКОЧАСТОТНОГО СИГНАЛА

Звукосниматели и проигрыватели виниловых пластинок.

Из огромного разнообразия звукоснимателей, имеющихся в об­ращении, для Hi-Fi техники могут подойти лишь немногие. Также как и в остальных случаях, нужно иметь четкое представление об основ­ных параметрах, характеризующих качество звукоснимателя: ширине полосы воспроизводимых частот, неравномерности частотной харак­теристики чувствительности в пределах этой полосы, величине на­грузки на иглу, коэффициенте нелинейных искажений, а для стерео­фонических головок (дополнительно) — разбросе чувствительности каналов на частоте 1 000 Гц и в диапазоне частот и переходном затухании между каналами.

 

Нужно отчетливо представлять, в какой мере значения каждо­го из этих параметров сказываются при воспроизведении грамзаписи и из каких соображений выбирать звукосниматель для Hi-Fi проиг­рывателя виниловых пластинок, поэтому мы дадим здесь некоторые рекомендации.

Наименее существенными нужно считать величину чувствитель­ности на 1 000 Гц и неравномерности частотной характеристики чув­ствительности, так как эти параметры без труда и полностью могут быть скомпенсированы в последующих звеньях тракта, например в УНЧ.

В какой-то мере это относится и к полосе воспроизводимых ча­стот, так как отдача звукоснимателя убывает постепенно как с понижением, так и с повышением частоты за границами оговоренного (га­рантированного) диапазона. Это позволяет «расширить» частотный диапазон звукоснимателя путем соответствующей коррекции частот­ной характеристики предварительного усилителя или применением корректирующего звена.

Величина нагрузки на иглу сама по себе не имеет решающего значения, так как несложной переделкой тонарма и введением регу­лируемых противовесов давление иглы на пластинку можно сделать сколь угодно малым и даже равным нулю. При малом давлении иг­лы на пластинку износ виниловой пластинки уменьшается. Однако при малом давлении игла будет выскакивать из канавки. Для наиболее распро­страненных типов звукоснимателей рекомендуемая нагрузка на иглу не выходит за пределы 1—5 г.

 

Рекомендуемое давление на иглу и величина податливости под­вижной системы жестко связаны между собой, поэтому при всех про­чих равных условиях нужно отдавать предпочтение звукоснимателю с меньшей величиной давления на иглу. Если из двух предложенных для выбора звукоснимателей один имеет большее давление на иглу, но, к примеру, меньший коэффициент нелинейных искажений, чем другой, то выбирать надо, не задумываясь, первый. Действующий ГОСТ на звукосниматели допускает значения к.н.и. для первого клас­са 3%, для второго — 4% и для третьего — 5%.

Что касается дополнительных характеристик стереофонических звукоснимателей, то здесь совершенно ясно, что чем меньше разброс параметров и характеристик его каналов и чем больше переходное затухание между каналами, тем лучше звукосниматель.

Помимо звукоснимателей в продаже часто встречаются готовые платы (панели) электропроигрывателей с двигателем, диском, тонар­мом и рядом вспомогательных механизмов (автостоп, микролифт и др.). а также электрофоны, имеющие помимо указанной платы еще и УНЧ с встроенными или выносными громкоговорителями. Электро­фоны встречаются, пожалуй, значительно чаше, чем отдельные платы или просто звукосниматели, однако для создания Hi-Fi техники мо­гут представлять интерес лишь платы со звукоснимателем, так как обычно УНЧ и акустика электрофонов, подчиненные идее портатив­ности и транспортабельности, имеют весьма посредственные пока­затели.

При оценке качества таких плат помимо собственных характери­стик звукоснимателей, рассмотренных выше, важное значение имеют уровень фона звукоснимателя, обусловленного наводками от элек­тродвигателя, и уровень помех от механических вибраций, ограничи­вающие реальный динамический диапазон системы в целом, коэффициент детонации, имеющий тот же смысл и те же единицы измерения, что и для магнитофонов, а также эксплуатационные характеристики, т. е. количество и величины скоростей вращения диска и допустимые диаметры грампластинок.

Так как смысл этих характеристик и связь между их количест­венными значениями и качеством платы в целом очевидны, мы не бу­дем останавливаться на их анализе.

Важно правильно подключить проигрыватель виниловых пластинок и стереомаг­нитофон к УНЧ, т. е. не перепутать местами левый и правый каналы.