Анонс

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УСИЛИТЕЛЯХ
Усилители низкой частоты в общем тракте  Hi-Fi техники являются, пожалуй, единственным звеном, все характеристи­ки которого сравнительно легко могут быть сделаны лучше, чем это предусматривается требованиями на весь тракт. Сегодня — это един­ственное звено, которое может иметь характеристики «экстра-класса». Объясняется это не тем, что УНЧ — самое простое звено в трак­те, а большими возможностями в варьировании схемными и конст­руктивными решениями, наличием широчайшего ассортимента усили­тельных элементов, высококачественных трансформаторных сталей и, главное, очень большим опытом конструирования усилителей. ... Далее...
ОСОБЕННОСТИ СБОРКИ И РЕГУЛИРОВКИ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Hi-Fi - АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Качество звучания акустической системы Hi-Fi техники в значительной мере зависит от того, насколько тщательно и аккуратно он собран и отрегулирован. Наиболее часто встречающийся в радиолюбитель­ских конструкциях недостаток — различного рода дребезжания и призвуки, вызываемые колебаниями отдельных элементов агрегата на резонансных частотах.

Выявление этих дребезжаний, нахождение и устранение их при­чины занимают много времени в процессе регулировки и налажива­ния агрегата, поэтому лучше заранее принять меры, уменьшающие возможность возникновения таких дефектов.

 

У каждого громкоговорителя перед его завязыванием в пылеза­щитный марлевый мешочек и установкой на щит нужно проверить наличие и плотность приклейки фетровых или картонных накладок по периферии конуса, а также убедиться, что внутренний диаметр кольца из этих прокладок в точности соответствует диаметру отвер­стия в щите. Совершенно недопустимо, чтобы второй диаметр был меньше первого. Громкоговоритель необходимо установить на щит строго по центру соответствующего отверстия.

Во время предварительного отбора и испытаний громкоговорите­лей нужно убедиться в отсутствии заеданий и царапаний звуковой катушки и прочности закрепления (приклеивания) магнитной систе­мы, а также убедиться в соосности каркаса звуковой катушки и маг­нитной щели. Громкоговорители со смещенной внутри зазора звуко­вой катушкой даже при отсутствии явных заеданий использовать не следует.

Очень рекомендуем радиолюбителям стробоскопический метод проверки резонансов у подвижных элементов громкоговорителя. Для такой проверки нужно одновременно подключить к выходу звукового генератора (или УНЧ для мощных громкоговорителей) кроме испы­туемого громкоговорителя контрольную неоновую лампу, дающую достаточную освещенность. Лампу, разумеется, нужно подключать через дополнительный повышающий трансформатор.

Медленно изменяя частоту генератора, освещают лампой узел крепления звуковой катушки, центрирующую шайбу, выводные про­вода звуковой катушки между пистонами на самом диффузоре и кон­тактной планкой и другие подвижные элементы. В пульсирующем све­те неоновой лампы очень хорошо видно, например, как на определенных частотах мягкие выводные провода изгибаются в сторону диффузора или корпуса громкоговорителя и, касаясь его, начинают дребезжать, что немедленно приводит к резкому увеличению к.н.и. на этой частоте.

Этот метод, кстати говоря, позволяет легко и быстро выявить и устранить причины дребезжаний в уже полностью собранном аку­стическом агрегате.

Каждый окончательно собранный и закрытый крышкой агрегат должен быть тщательно прослушан во всем рабочем диапазоне ча­стот при номинальной мощности, а еще лучше — при мощности, рав­ной 1,2—1,3 номинальной. Такое прослушивание нужно начинать с частоты более низкой, чем нижняя граница полосы пропускания агрегата, очень медленно повышая частоту и постоянно следя за ве­личиной подводимой мощности.

При выявлении первого же постороннего призвука нужно приос­тановить прослушивание, найти, и обязательно устранить причину, и только убедившись, что призвук пропал, продолжать дальнейшее прослушивание. Работа эта довольно кропотливая, но проделать ее нужно тщательно и полностью до конца.

Если на отдельных частотах источником постороннего призвука окажется сам громкоговоритель, причем явной причины дребезжа­ния найти не удастся, надо попробовать заменить громкоговоритель другим того же типа.

Важнейшим моментом в регулировке звукового агрегата являет­ся фазировка громкоговорителей. Опытные радиолюбители наверня­ка достаточно хорошо знакомы с этой операцией, поэтому мы огра­ничимся приведением лишь нескольких советов.

Прежде всего, фазировку надо начинать с основных, низкочастот­ных громкоговорителей. И хотя принято считать, что фазировку лег­ко осуществить на слух, мы настоятельно рекомендуем применять для этой цели простейший прибор, состоящий из любого микрофона, любого, даже простейшего однокаскадного усилителя и любого милливольтметра переменного тока, тем более что фазировка ВЧ гром­коговорителей без такого измерителя, на слух, все равно невоз­можна.

Один из основных НЧ громкоговорителей, если их два или боль­ше, подключают к питающему шлангу агрегата напостоянно, оконча­тельно, а другой соединяют с ним временно: параллельно или по­следовательно в зависимости от выбранной схемы.

Фазирование низкочастотной и среднечастотной групп лучше всего производить на частотах 200—600 Гц, при выходной мощности не более 0,1 от номинальной. Установив какое-нибудь определенное выходное напряжение усилителя, подвешивают или устанавливают на расстоянии 1 —1,5 м от переднего щита агрегата микрофон и замечают показание милливольтметра. Затем, не изменяя ни уровня и ча­стоты сигнала, ни положения микрофона и агрегата, перепаивают вы« воды фазируемого (но не основного!) громкоговорителя наоборот и проверяют новое показание милливольтметра. Правильному, син­фазному включению соответствует большее показание.

Таким же образом к уже сфазированным громкоговорителям по­степенно подключают и остальные, причем мы рекомендуем вначале отдельно сфазировать между собой все громкоговорители внутри каждой отдельной последовательной или параллельной группы, и только потом фазировать и поочередно подключать каждую такую готовую группу к основным, низкочастотным громкоговорителям.

При фазировании громкоговорителей ВЧ группы вместо частот 200—600 Гц нужно применять частоту 5—8 кГц. Еще раз подчеркива­ем, что если НЧ громкоговорители еще можно сфазировать на слух, то ВЧ группы можно правильно включить только с помощью измери­тельного микрофона, особенно в системах с выносными ВЧ громко­говорителями.

После того как один из агрегатов полностью сфазирован, также фазируют остальные агрегаты одной акустической системы. После этого агрегаты нужно сфазировать между собой и промарки­ровать.

Для этого два агрегата устанавливают рядом, и на расстоянии 1,5—2,0 м от измерительного микрофона включают вилки их соеди­нительных шлангов наугад параллельно, отмечают показание милли­вольтметра, а затем, поменяв у любой из вилок концы наоборот, вновь отмечают показание прибора. Правильному, синфазному включению соответствует большее показание.

В таком положении один из штырьков (любой) у одной вилки и тот же, т. е. подключенный параллельно ему, штырек вилки друго­го агрегата должны быть одинаковым образом помечены. Автор реко­мендует для этой цели высверливать на одной стороне пластмассо­вого основания вилки небольшую лунку 3—4 мм сверлом на глубину 1—2 мм и заливать ее яркой нитрокраской. Такая метка обычно хо­рошо держится на вилке, а яркая краска напоминает о необходимо­сти проверить правильность подключения соединительных шнуров к усилителю.

Впрочем, если радиолюбитель применяет стандартные, фабрич­ные разъемы, у которых неправильное включение исключено, марки­ровать их не нужно, однако надо правильно подключить провода к штырькам разъема.

В заключение можно упомянуть о том, что иногда в мощных аг­регатах причиной дребезжания может быть плохой механический контакт футляра агрегата с полом, особенно если агрегат стоит на ножках, а пол паркетный. В этом случае полезно на ножки агрегата снизу наклеить небольшие резиновые прокладки.

Записи поп-музыки есть в продаже здесь - http://lpdisk.ru/ в магазине грампластинок.