Анонс

МНОГОПОЛОСНЫЕ УСИЛИТЕЛИ
Требования к усилителям, предназначенным для пропускания со­ставляющих очень низких или очень высоких звуковых частот, про­тиворечивы. Так, для удовлетворительного воспроизведения частот порядка 10—20 Гц первичная обмотка выходного трансформатора дол­жна иметь индуктивность порядка нескольких десятков Генри, тогда как для удовлетворительного воспроизведения частот 18—25 кГц не­обходимо, чтобы собственная емкость первичной обмотки не превы­шала нескольких пикофарад, а индуктивность рассеяния составляла всего несколько процентов. Ясно, что сконструировать трансформа­тор, удовлетворяющий этим требованиям, чрезвычайно трудно, а при расширении полосы пропускания до 40—60 кГц почти невоз­можно. ... Далее...
ВЫБОР КОНСТРУКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ТИПОВ ГРОМКОГОВОРИТЕЛЕЙ
Hi-Fi - АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Выбор конструкции акустической системы и типов громкоговорителей.

В предыдущем параграфе мы рассмотрели довольно иного са­мых разнообразных систем различных типов. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Довольно трудно сразу остановить свой выбор на какой-либо из них, поэтому мы попробуем помочь радиолюбителям советом.

Два фактора являются решающими при выборе типа и конструкции акустической системы. Первый — это размеры и характер по­мещения, для которого проектируется установка. Второй — матери­альные возможности конструктора и, в частности, вопрос о том, бу­дет ли радиолюбитель собирать агрегат на основе уже имеющихся у него громкоговорителей и футляров, или он имеет возможность приобрести любые необходимые элементы и детали будущей уста­новки.

 

Любительские звуковоспроизводящие установки выгодно отличаются от промышленных именно тем, что их можно (и нужно!) проектировать не отвлеченно, вообще, а для конкретного помещения. Здесь можно дать следующие рекомендации.

Громкоговорящие Hi-Fi системы открытого звучания имеет смысл делать только для помещений с площадью не менее 20—25 м2. В меньших помещениях нужно применять только Hi-Fi технику с го­ловными телефонами, либо ограничиваться использованием стандарт­ной аппаратуры не выше первого класса, так как к примеру в ком­нате площадью 10—12 м2 двадцативаттная Hi-Fi акустика совершенно неуместна, ибо радиолюбитель никакими ухищре­ниями не заставит ее звучать так, как положено звучать Hi-Fi технике.

Мы еще раз подчеркиваем, что это вовсе не значит, что в не­больших помещениях нельзя получить высококачественного звучания. Можно. Но только не с громкоговорящими установками, а с голов­ными телефонами.

Если имеется возможность расположить любые акустические системы в любом месте комнаты, то лучше всего ориентироваться на систему из двух одинаковых агрегатов открытого типа, так как в этом случае одинаково просто обеспечить широкую зону оптимального зву­чания как для монофонических, так и для стереофонических про­грамм.

Если же место для акустической системы в комнате ограничено, то более предпочтительно остановиться в зависимости от формы и размеров комнаты на системе из трех или пяти отдельных излу­чателей с одним общим мощным широкополосным агрегатом, кото­рый конструктивно можно приспособить для установки в углу ком­наты, и двух или четырех выносных ВЧ громкоговорителей. Такие системы мы подробно рассматривали в предыдущем параграфе.

Если комната небольшая (18—20 м2), в ней установлена комби­нированная мебель стеллажного типа, то лучше всего применять ма­логабаритные акустические системы закрытого типа, хотя, как мы уже говорили, они требуют более высококачественных громкогово­рителей.

Для очень больших (свыше 60 м2) жилых помещений с высокими (выше 3,5 м) потолками лучше всего применить систему из двух мощ­ных широкополосных агрегатов открытого типа, устанавливаемых в двух смежных углах, дополненную двумя небольшими среднечастотными агрегатами закрытого типа (по 3—5 Вт), расположенными приблизительно в центральной части боковых стен и направленных своими осями в сторону зоны оптимального звучания, и двух или че­тырех отдельных выносных ВЧ громкоговорителей, расположение ко­торых в комнате подбирается опытным путем.

В отношении конструкций акустического агрегата дать конкрет­ные рекомендации несколько труднее из-за их огромного разнообра­зия, однако некоторые советы можно считать общими для всех слу­чаев.

Прежде всего, не нужно очень изощряться в выборе необычай­ной формы футляра. С точки зрения акустических свойств, решаю­щее значение имеет внутренний объем футляра, а не его форма. В то же время многогранные и сферические конструкции всегда по­рождают многократные дополнительные отражения звука, не подда­ющиеся учету и трудно устранимые.

В двух- и трехполосных акустических колонках всегда желательно наглухо отделять высокочастотную камеру от общего внутреннего объема перегородкой из материала с большим затуханием звука. Лучше всего ее делать из толстой листовой резины или пенопласта.

Задняя стенка акустических систем открытого типа должна беспрепятственно пропускать звуковые волны, поэтому ее нужно де­лать либо в виде деревянного каркаса, обтянутого не очень мелкой металлической сеткой, оклеенной в свою очередь изнутри редкой мар­лей, либо из тонкой (2—3 мм) фанеры с большим количеством круп­ных отверстий по всей ее площади.

Любые резонансы стенок футляра, как и резонансы внутреннего объема воздуха, являются вредными и с ними нужно бороться.

Исключение составляет акустический экран (щит) в тех случаях, когда он заведомо выполняется из специальных «музыкальных» по­род древесины с определенными, заранее заданными резонансными свойствами, но даже в этом случае применяют особую, плавающую, независимую подвеску экрана (щита), чтобы его колебания не передавались стенкам футляра и не вызывали резонансных явлений в футляре. В любых случаях корпус футляра не должен излучать звуковых колебаний.

При выборе типов и количества громкоговорителей нужно ис­ходить из требуемой суммарной мощности агрегата для конкретного помещения и возможностей приобретения нужных громкоговорителей.

Если у радиолюбителя имеются, несколько разных свободных громкоговорителей, то, конечно, желательно использовать их в соз­даваемой конструкции. Впрочем, это допустимо лишь при условии, что все имеющиеся громкоговорители полностью исправны, не имеют дефектов и по своим параметрам годятся для использования в Hi-Fi технике.

Начинать выбор всегда надо с мощного низкочастотного гром­коговорителя. Мы уже говорили и повторяем еще раз, что лучше всего применять наиболее мощный из имеющегося ассортимента громкоговорителей с наиболее низкой частотой собственного меха­нического резонанса. В Hi-Fi технике мощность низкочастотного громкоговорителя никогда не может оказаться «излишней». Разумеет­ся, при этом нужно принимать во внимание и размеры излучателя.

Если система состоит из двух одинаковых колонок, необходимо подбирать два совершенно одинаковых комплекта громкоговорителей, так как недопустимо в одной колонке применить одни типы, а в дру­гой — другие.

Если в одной колонке для увеличения мощности применяются два громкоговорителя одного типа, совершенно необходимо, чтобы у них были разные резонансные частоты, причем не по паспорту, а по результатам измерений. При наличии выбора предпочтение всег­да нужно отдавать громкоговорителям с более низкой резонансной частотой.

Если в качестве основного (или основных) используется доста­точно широкополосный громкоговоритель, диапазон которого уверен­но перекрывается с диапазоном высокочастотного излучателя, то нет необходимости включать в схему агрегата отдельный среднечастотный излучатель.

Если же между спектрами НЧ и ВЧ громкоговорителей имеется «провал», применение среднечастотного излучателя обязательно.

Вообще говоря, поскольку, с одной стороны, нельзя учесть все возможные варианты, а с другой стороны — выбор конкретных гром­коговорителей для наших радиолюбителей не слишком велик, проще перечислить несколько наиболее удачных вариантов сочетаний отечественных громкоговорителей широкого применения для любитель­ских акустических систем.

Вариант 1. Две одинаковые колонки «открытого» типа, на­польного оформления, для моно- и стереотрактов с полным разделе­нием каналов. В каждой колонке по три громкоговорителя: 6ГД-2 (НЧ), ЗГД-1 (СЧ) и ЗГД-15 (ВЧ). Общая полоса частот 40— 18 000 Гц. Номинальная мощность каждой колонки 8 Вт.

Вариант 2. То же; в каждой колонке по три громкоговорите­ля. 6ГД-2 (НЧ), ЗГД-28 (СЧ) и ВГД-1 (ВЧ). Общая полоса частот 40—15 000 Гц. Номинальная мощность каждой колонки 8 Вт.

Вариант 3. То же; но в каждой колонке по четыре громкоговорителя: 10ГД-17 (НЧ), 4ГД-28 (СЧ) и ЗГД-15 —2 шт. (ВЧ). Общая полоса частот 40—15000 Гц. Номинальная мощность каждой колонки 15 Вт.

Вариант 4. То же; в каждой колонке по четыре громкогово­рителя. 4ГД-1 или 4ГД-28 (широкополосный ШП) —2 шт. и ВГД-1— 2 шт. (ВЧ). Общая полоса частот 60—15 000 Гц. Номинальная мощ­ность каждой колонки 7 Вт.

Вариант 5. Система из одного основного широкополосного агрегата «открытого» типа напольного оформления и двух выносных ВЧ излучателей для моно- и стереофонических трактов с неполным разделением каналов. Основной агрегат состоит из шести громкого­ворителей: 10ГД-17 —2 шт. (НЧ), 5ГД-14 или 5ГД-10 (СЧ) и ЗГДВ2 — 3 шт. (ВЧ). Выносные излучатели (2 шт.) содержат по од­ному громкоговорителю типа ЗГДВ2 или ВГД-2. Общая полоса час­тот 35—20 000 Гц. Номинальная мощность агрегата 25 Вт.

Вариант 6. То же, но в основном агрегате четыре громкого­ворителя: 10ГД-17 (НЧ), ЗГД-28—2 шт. (СЧ) и ВГД-1 или 1ГД-3 (ВЧ). Выносные излучатели (2 шт.) содержат по одному громкого­ворителю типа 1ГД-3 или ВГД-1. Общая полоса частот 40—15000 Гц. Номинальная мощность агрегата 15 Вт.

Вариант 7. Система из двух одинаковых колонок «закрытого» типа подвесного или настольного оформления для моно- и стерео-трактов с полным разделением сигнала. В каждой колонке по два громкоговорителя: 5ГД-10 (ШП) и ЗГД-15 (ВЧ). Общая полоса частот 50—18 000 Гц. Номинальная мощность каждой колонки 5 Вт.

Вариант 8. То же, но в каждой колонке по четыре громкого­ворителя: ЗГД9 —2 шт. (ШП) и ВГД-1 —2 шт. (ВЧ). Общая поло­са частот 60—15 000 Гц. Номинальная мощность каждой колонки 6 Вт.

Вариант 9. То же, но в каждой колонке по шесть громкого­ворителей: 2ГД-3 —4 шт. (ШП) и ВГД-1 —2 шт. (ВЧ). Общая по­лоса частот 60—15000 Гц. Номинальная мощность каждой колонки 8 Вт.

Разумеется, что перечисленными вариантами отнюдь не ограни­чивается неисчерпаемое многообразие вариантов акустических систем, и радиолюбители могут смело экспериментировать в выборе других сочетаний. Однако большинство других сочетаний будет так или иначе повторять по параметрам какое-нибудь из приведенных выше, поскольку ассортимент имеющихся в продаже громкоговорителей ог­раничен.

Точно так же и каждый из приведенных вариантов не является чем-то обязательным и неизменяемым. При отсутствии одного из указанных громкоговорителей его почти всегда можно заменить дру­гим, близким по параметрам. Для таких случаев мы приводим список возможных замен, причем в скобках указаны нежелательные замены, приводящие к некоторому ухудшению качества и к которым следует прибегать только в самых крайних случаях.

1. 10ГД17—10ГД18—6ГД2РРЗ.

2. 5ГДЗ — 5ГД10 — 4ГД28 — 4ГД4РРЗ — (5ГД14).

3. 4ГД28— 4ГД7 — 4ГД1 — 4ГД4РРЗ — (5ГД14).

4. ЗГД1—ЗГД9 —ЗГД28.

5.  2ГДЗ — 2ГД7 — 2ГД19.

6.  ЗГД15— ВГД2— 1ГДЗРРЗ— (ВГД1).

Что касается зарубежных громкоговорителей, могущих оказать­ся у радиолюбителей, то дать рекомендации по конкретным типам со­вершенно немыслимо, однако применять их можно после точного оп­ределения их характеристик.

Звучание виниловых дисков, продаваемых сайтом lpdisk.ru, наиболее качественно передают импортные громкоговорители, применяемые в большинстве современных акустических систем.